Первое чудо: претворение воды в вино(27 г. Кана Галилейская)

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Веронезе.Брак в Кане Галилейской,1563г,Размер картины 660 х 990 см.

Сегодня рассмотрим самую большую картину Лувра.

О ХУДОЖНИКЕ

Паоло Веронезе (настоящее имя Паоло Кальяри) – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. Художник родился в 1528 году в семье каменотеса в Вероне (отсюда и псевдоним). У Габриеле и Катерины он был пятым сыном.

К 25-ти годам Веронезе встал на ноги и занялся монументальной живописью. Он был мастером композиции и непревзойденным колористом. Известность к начинающему художнику пришла в 1553 году.

Его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.
В 1560 году в Риме Веронезе знакомится с произведениями Микеланджело и Рафаэля.

В 1566 году Паоло Веронезе женится на дочери своего дядюшки и учителя Антонио Бадиле. Он стал заботливым и любящим отцом для своих 4 детей. Кстати, одного из сыновей Паоло назвал в честь своего отца Габриеля.

Деятельность Веронезе в Венеции произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Практически весь период его творчества прошел именно в Венеции. Его произведения впечатляли, впечатляют и непременно будут впечатлять еще не одно поколение.

О КАРТИНЕ

Огромный холст "Брак в Кане", написанный между 1562 и 1563 годами для монастыря Сан Джордже Маджоре, построенного Палладио, стал первым опытом художника в этом жанре. В 1797 году холст был вывезен французскими войсками в Париж и ныне экспонируется в Лувре.

Уже для современников художника этот холст стал предметом восторженного поклонения. В нем все вызывало восхищение: его блистательная сценография, великолепие костюмов, безудержная фантазия, с какой Паоло преобразил евангельское событие, исключительное по богатству и разнообразию цветовое решение, замечательное декоративное единство композиции, которая вновь обрела первозданную красоту после законченной в 1992 году реставрации.

ЗАМЫСЕЛ И ОПИСАНИЕ

"Брак в Кане" - одно из первых монументальных изображений пиршеств, которыми впоследствии прославился Веронезе.Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562.

Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою.

И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2:1–11)

Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола.

Поза его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, - о Тайной вечере. Впрочем, игра смыслов и подтекстов мало интересует Веронезе.

Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей.

Так, дама в голубом, что сидит слева, опершись локтем о стол, - Виктория Колонна. Ее муж, маркиз Альфонсо д "Альваро, изображен во главе стола в костюме жениха. Невеста и склонившийся к ней мужчина - супруга французского короля Франциска I и сам монарх соответственно.

В группе музыкантов Веронезе изобразил Тициана, Бассано, Тинторетто и самого себя.

При всем многообразии мотивов картина образует единое живописное композиционное целое. Многочисленные персонажи расположены по трем текущим друг над другом лентам или ярусам. Беспокойно шумное движение толпы замкнуто с краев картины колоннами, центр подчеркнут симметрично расположенной вокруг восседающего Христа группой.

Иисус помещён в центре, он председательствует за столом в окружении своих учеников. Справа от него – Дева. У обоих над головами нимбы, и это отличает их от толпы.

Очарование этой картины не в нравственной силе или драматической страстности характеров, а в сочетании непосредственной жизненности и гармонической облагороженности образов счастливо празднующих праздник жизни людей. Полон радостного кипения и колорит картины: свежий, звонкий, с яркими вспышками красного, от розово-сиреневого до винных, огненных и сочных темных тонов.

Невеста сослана на край стола, находится крайне далеко от Христа слева. Заметьте, как утонченность прически и дороговизна ее платья напоминают нам о роскоши Венеции, а не о Евангелии.

Смесь святого и светского – такова великая революция живописи Возрождения. Веронезе это удалось, как никому другому. Венецианские чиновники, князья, аристократы, гости в тюрбанах, служители окружают священные фигуры. Религиозные символы, вроде ягненка, почти тонут среди серебряной посуды и роскошных ювелирных изделий

Сюита красного выступает в сочетании с холодным блеском синих, зеленовато-голубых, а также более теплых с глухим бархатистым звучанием оливковых и коричнево-золотистых тонов. Все это объединяется общей серебристо-голубоватой атмосферой, окутывающей всю картину.

Особая роль в этом смысле принадлежит белому цвету, то голубоватому, то сиреневому, то розовато-серому в оттенках. От плотности цвета серебряных амфор и ломко упругих шелков, через льняные скатерти, к голубовато-пепельному цвету белых колонн, пушистости легких облаков, плывущих по влажному зелено-голубому небу лагуны, идет развитие этого цвета, постепенно растворяющегося в общей серебристой жемчужности освещения картины.

Шумное кипение толпы гостей, пирующих в нижних ярусах композиции, сменяется изящной грацией движений вырисовывающихся на фоне неба редких фигур верхнего яруса - верхнего балкона лоджии. Все завершается видением далеких причудливых, окутанных дымкой строений и мягко сияющих небес.

В 80-е годы художник стал утрачивать былые силы. В мечтах об отдыхе, в 1583 году, Веронезе приобретает имение, где поселяется с женой и детьми. А уже через 5 лет заболевает воспалением легких и умирает. Похоронен Паоло Веронезе в церкви Сан Себастьяно.Ему было 60лет.

В 2010 году организация, защищающая культурное наследие Венеции, обратилась к первой леди Франции Карле Бруни с просьбой оказать воздействие на Лувр. Венецианцы надеются, что музей вернет им картину, которую присвоил и вывез во Францию Наполеон Бонапарт.

Текст с иллюстрациями и фрагментами картины можно посмотреть здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/3714880

Рецензии

Да, спасибо. Правда, работы Веронезе именно в этой статье не приведены - вероятно, они где-то рядом.
Смотрю снимки и не могу избавиться от впечатления: Петербургский стиль. Нет, скорее царскосельско-петергофский.

Посмотрите виллу Эму. Там фрески уже совсем другого художника Дзеллотти,но оба используют стиль тромплёй- иллюзия в стиле 3Д. http://maxpark.com/community/6782/content/4798309
Хорошего вам просмотра.

Спасибо, я посмотрел всё это.
Веронезе всех рисует красивыми, даже тех, кто, согласно преданию, красивыми не должны были быть, например царицу Астинь. Вероятно, он был добрый человек.
А всего прекраснее - сама Венеция!

"Иль Реденторе".
А ведь я там был, давно, правда; поскольку это было не в июле, то добирался туда не по понтонному мосту, а, кажется, на вапоретто. Джудекку мы обошли капитально, это был мой каприз.
Интерьера "Иль Реденторе" я сейчас не помню; вероятно, сказалась некая усталость восприятия. Спасибо, напомнили, выглядит это великолепно. И сами фотографии хорошие.

Вино на браке в Кане Галилейской было соком. Первое чудо Иисуса Христа

    ВОПРОС ОТ МАРАТА
    Читая вашу книгу я дошел до вечери воспоминания Иисуса Христа, вы утверждаете, что Иисус пил сок в место вина. Означает ли это, что Иисус совсем не пил вино? Или только на вечери не пил? Если только на вечери, то пожалуйста объясните как в Палестине, где зима очень короткая, виноградный сок, который был собран осенью, без современных технологий мог сохраниться и не забродить до весны, 14 нисана по еврейскому лунному календарю, когда Иисус вёл вечерю. И потом, им это делать не нужно было, по той причине, что просто сок не веселил бы сердце (Псалом 103:15)? Это подтверждает свадьба в Кане Галилейской

Напомню то, что было подробно объяснено в моей книге в главе о : слово вино в древнем иврите и на древнегреческом языках, на которых до нас дошли древние тексты Библии, обозначало и алкогольное вино и сок. Поэтому даже если мы в современном переводе видим в Библии слово “сок”, то в оригинале Библии на греческом и на иврите там в подавляющем большинстве случаев стоит слово “вино” или “молодое, новое вино”. То есть, там, где в Библии о вине говорится в положительном ключе там речь идет о полезном и вкусном виноградном соке.

На счет хранения виноградного сока Вы можете прочитать Это книга Самуэеля Баккиокки, на которую я ссылался в своем труде. Однако, конечно, это не единственный источник. Об этом же можно прочитать, например, вот и других исследовательских и исторических трудах.

Толкование Псалма 103:15 - как понимать, что вино веселит сердце?

Что касается Пс. 103, то давайте прочтем этот стих

«Ты (Бог) произращаешь... вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103:14,15).

Здесь людей смущает фраза «вино... веселит сердце» . Но основной перевод этого слова с оригинала - «радует». Синадальный перевод слова, как «веселит», здесь не совсем подоходит, так как это слово שׂמח с оригинала можно перевести как: радоваться, веселиться, торжествовать. То есть получается «вино... радует сердце» . И тогда мы увидим совсем другой смысл - люди (весь народ, а не только те, кто любит выпить) радуются, торжествуют благословениям от Бога - винограду, елею и хлебу!!!

Апостолы и пророки призывали радоваться в Господе и трезвиться (см. ниже ссылку на Библейские стихи о вине). То есть, “радоваться”, это не значит, находится в пьяном бездумном состоянии под действием легкого наркотика, а иметь радость в жизни с любящим Богом .

Кроме того, очень важно, что в Псалме 103 слово «вино» стоит в перечислении с елеем и хлебом. В перечислении хлеб, елей и вино встречаются только когда речь идет о Божьем благословении ВСЕГО народа. Разве алкогольное вино - это благословение - радость для детей и женщин и стариков и тех кто не любит алкоголь? Это радость только для тех кто любит алкогольное вино, для всех остальных – это не благословение!

Речь идет в целом о всем народе Израильском. Для них благословением было вино - как напиток и сладкий виноград, елей - как душистое масло и символ святого духа и хлеб как символ пищи. Вы думаете они елеем только мазали лицо, чтоб блестело? Нет, речь о здоровье, от которого блистает лицо.

Если учитывать контекст, то очевидно, что в Псалме 103 псалмопевец восхваляет Бога за то, что Он все создал не Земле прекрасно и говорит: "Все соделал Ты премудро" (Пс. 103:24). В том числе и по отношению к человеку: он создал для нас вино (виноград) - как главный напиток - символ пищевой влаги (сок) и сладостей (виноград, изюм, кисели); хлеб - главный продукт питания - символ еды: елей - благовоние, масло - символ эстетики, здоровья и красоты тела, а также Святого Духа:

В Священном Писании много текстов, где речь идет о благословениях Божьих народу с перечислением именно вина, хлеба и елея:

Втор. 11:13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, 14 то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой ;

Ос. 2:8 А не знала она, что Я, Я давал ей (речь об Иудее) хлеб и вино и елей .

Смотри также Втор. 7:12-14, Втор. 28:47-51, Иоил. 2:19, Агг. 1:11.

Как видно из контекста, в Пс. 103 речь не может идти об алкогольном вине, которое является ядом и не созидает, а наоборот портит жизнь многим из тех, кто к нему прикасается. Я это знаю на себе. Сейчас я совсем не пью и мне не хочется - Бог освободил (Ин. 8:36). И при том мы весело и счастливо проводим время и праздники. Когда я пил, я бы никогда этому не поверил, но это факт. Наверное, жизненный опыт каждого из нас подтвердит, что алкоголь исковеркал множество человеческих жизней среди наших близких и знакомых.

Вино на свадьбе в Кане Галилейской

Что касается вина на свадьбе, то и здесь речь идет о соке, а не о вине. Сегодня мы все мерим по своим меркам, смотрим на все через призму нашего менталитета, понимая многие вещи так, как принято в окружающем нас обществе. Однако во многих случаях это не верно. Мы не знаем какие традиции были в те времена в Иудее. И уж тем более не знаем о нравах и порядках той семьи, на свадьбе у которой был Иисус. Например, подавляющее большинство членов нашей церкви совсем не употребляют алкоголь, в том числе на праздниках, на Новый Год и даже на свадьбе. Но, заверяю вас, это этого наши праздники не скучны, а наоборот даже веселее, чем алкогольные вечеринки. Я это говорю точно, так как побывал на тех и других.

Напомню, что вином называлось в то время все изготовляемое из винограда и сам виноград (см. главу ).

А теперь давайте проанализируем историю, описанную во 2 главе Евангелия от Иоанна о свадьве в Кане Галилейской.

Если принять, что Иисус превратил воду в алкогольное вино, то нам придётся согласиться и со следующими вытекающими из этого выводами:

1) Гости на свадьбе были пьяны;

2) Мария, мать Иисуса, сожалела о том, что прекратилась попойка и настойчиво просила Сына продолжения банкета, а именно порадовать уже опьяневших людей ещё большим количеством алкоголя;

3) Иисус сотворил около 600 литров (смотри Словарь в конце Библии: мера 40 литров, 2 - 3 меры примерно 2,5 меры, то есть 100 литров, в шести емкостях 600 литров) алкогольного вина. Допустим на свадьбе было 200 человек. Естественно хозяева свадьбы приготовили достаточно вина, чтоб не ударить лицом в грязь, а значит если речь идет об алкогольном вине, то все присутствующие были в очень подпитом состоянии. И дополнительно Иисус им дает еще по 3 литра вина на каждого. Получается Иисус желал довести гостей до состояния крайнего алкогольного опьянения. Между тем, вспомните, как Слово Божие негативно отзывается о вине (смотри ниже): оно развращает, убивает и т.д. Получается, Иисус противоречил Сам Себе, ведь Он является Словом Божиим (см. Ин. 1:14). Представьте как эти гости на утро будут вспоминать Иисуса, когда у них будет раскалываться голова… Как они будут проклинать Его, если сотворили в пьяном угаре какой-то ужасный поступок.

4) Получается, что Иисус разрешил не просто выпивать, но напиваться по праздникам, раз Он дал пьяным еще прилично выпить. Я сам по себе помню, как часто были лишними походы на пьяных вечеринках за дополнительными порциями горячительного. Причем иногда последствия были ужасными. Теперь много людей верующих и неверующих, вспоминая чудо Иисуса, напиваются, а затем грешат вплоть до драк, убийств и бесчинств. Этого ли хотел Иисус? Стоит отметить, что Иисус был человеком, но был без греха. Так утверждает Библия: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21, см. также 1 Пет. 2:22, 1 Иоан. 2:1, 1 Иоан. 3:5, Евр. 4:15). Только так могла состоятся заместительная жертва - Он был без греха, но умер за наши грехи. Поэтому Иисус не употреблял алкоголь и никого не мог спаивать, ведь этим Он бы ввел людей в грех, а значит этим Сам совершил грех. “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ” (Матф. 18:7).

5) Иисус желал, чтоб гостей свадьбы стошнило. Если понять в чем сделал вино Иисус, то сразу встает вопрос, почему Он не наполнил вином кувшины и кружки, стоявшие на свадебном столе? В Евангелие сказано, что Иисус сотворил вино в шести водоносах для ритуального омовения. Это миквы, в которых согласно Писания должны были омыться – полностью окунуться – евреи перед тем как пойти в храм (см. Лев. 15:31) после того как из их тела было какое-либо истечение. Менструальный цикл, гнойная ранка, порез – все это символ тленности нашего тела, смертности, как следствия греха после грехопадения. Именно в этих каменных сосудах по 80 – 120 литров каждый Иисус сотворил вино. Вы когда-нибудь пытались отмыть каменную емкость? Как вы думаете, из такого сосуда приятно пить, ведь в нем купались тысячи людей после различных болезней? Поэтому в Евангелие отмечено, что никто из гостей не видел откуда наливалось вино, а только служители. Таким образом, осознавая, в чем Иисус сотворил вино, мы понимаем, что совершая это чудо, Христос хотел не просто насытить людей и показать им фокус, но, наверное, сказать им нечто гораздо большее. Что же именно?

6) Иисус выбрал Своим самым первым чудом сотворение алкогольного вина, поясняя это тем, чтобы "явить Свою славу" (ст. 11) и помочь ученикам уверовать в Него как в святого и праведного Сына Божьего?! Как вам кажется, если вино было алкогольным, такое чудо можно поставить по положительному эффекту в один ряд с исцелениями и воскрешениями, которые затем совершал Иисус? Здесь стоит вспомнить, что позднее Иисус объявит вино на вечери символом Своей крови. А одно из первых чудес в Египте было именно превращение воды в кровь (в том числе, в каменных сосудах, см. Исх. 7:19). Так что на лицо повторяющиеся глубокие символы! А вскоре после свадьбы была Пасха (Ин. 2:13) и все евреи должны были пойти в храм и естественно перед этим желали омыться, ведь у каждого за это время были какие-то истечения из тела. Представляете, что они увидели, подойдя к миквам, – вода стала красной, как и перед первой Пасхой в Египте, когда вода превратилась в кровь. То есть, данное чудо должно было указать евреям, которые прекрасно помнили эту историю, на близкое присутствие Божие. И ученики Иисуса это поняли.

В оригинале фразы "когда напьются" (см. Ин. 2:10) мы видим греческое слово meYu/w "метуско", которое может быть переведено как быть пьяным, так и быть удовлетворённым, насытиться влагой, не имея в виду опьянение. Если здесь принять второй вариант, все встанет на свои места. На свадьбе закончился сок, который все пили, или сок - «запивка», которым запивали еду или сикеру. Хотя я склоняюсь, что вся свадьба была безалкогольная, как принято сегодня в нашей церкви. Кстати, у нас в русском языке есть такие же слова с двойным значением «напиться, нажраться», мы их понимаем в зависимости от контекста.

Что касается, удивления распорядителя пира о том, что хорошее вино сохранено до конца банкета (см. Ин. 2:10), то и этому есть простое логичное объяснение. Сегодня сторонники того, что в Кане было алкогольное вино, видят подтверждение своей гипотезы в этой фразе. По их мнению, плохое вино не дают на стол в начале, чтоб потом подсунуть его уже пьяным людям мало разбирающимся в качестве алкогольного напитка. Однако, это не так. Прихожане нашей церкви, как было отмечено выше, в большинстве своем совсем не употребляют алкоголь. И смею вас заверить, мы тоже ставим на стол в начале любого праздника сначала хороший качественный, насыщенный, ароматный сок (например "G7" или "Я"). А потом ближе к концу застолья, если не хватило хорошего, достаем из домашних запасов другие более дешевые марки соков. То же относится и к другим напиткам, впрочем, как и к хлебу и иным блюдам. Кстати, когда нас родственники или друзья приглашают в гости, то тоже предлагают нам вначале выбрать себе хорошие неалкогольные напитки, а под конец ужина нам приходится пить все что осталось.

Теги: СВАДЬБА, БРАК в Кане Галилейской, первое чудо, Иисуса, Христа, сок, алкогольное вино

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ.

Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку именно он повелел Андрею и Симону следовать за Христом. Иисус, судя по некоторым деталям, излагаемым евангелистом Матфеем, ничего не знал о таком повелении, но вышло так, что, проходя по берегу Галилейского озера, по тропинке, огибающей мыс Гаттин и выходящей затем на дорогу к Капернауму, он заметил двух рыбаков. Что-то подсказало ему остановиться, чтобы посмотреть, как они вытягивают в лодку тяжелую сеть с бьющейся в ней рыбой. Оказалось, то были два брата - Андрей и Симон. Он их не знал, но им-то, со слов Иоанна Крестителя, было хорошо известно, что подошедший к ним странник и есть тот самый Иисус, за которым и надлежало им следовать. Внутренне братья были подготовлены к такому служению. Этим и объясняется, почему на слова Христа:

«…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4: 19) - они тотчас встали, оставили свои сети и последовали за ним.

Поскольку Андрей оказался первым, к кому обратился Христос, глядя, как они вытаскивают сети, то с тех пор он вошел в историю христианства под именем Андрея Первозванного.

Иисус Христос и рыбаки

Следуя дальше по берегу озера и уже приближаясь к Капернауму, они встретили еще двух братьев - Иакова и Иоанна, которые тоже - вместе со своим отцом Зеведеем - тащили сеть. И эти братья, оставив отца, ушли вместе с Иисусом, Андреем и Симоном. Так их стало пятеро.

Они стали путешествовать по Галилее, всюду проповедуя то, что слышали от Иоанна, но Иисус каждый раз в своих проповедях развивал Иоанновы слова применительно к каждому отдельному случаю, местности или событию. Его проповеди, имея общий смысл, всегда отталкивались от конкретного случая, что, по-видимому, вместе с заразительностью речи придавало им большую убедительность, особенно в глазах простого люда, не всегда разбиравшегося в сложных речесплетениях фарисеев, затейливо и отвлеченно толковавших Моисеевы наставления в своих синагогах.

Иисус и его ученики не пренебрегали синагогами, хотя чаще всего предпочитали собирать вокруг себя слушателей на свежем воздухе - на площадях, улицах и даже на базарах. Его апостолы - Андрей, Симон, Иаков и Иоанн - были, скорее всего, людьми малограмотными, простыми рыбаками; по-настоящему образованным среди них был лишь Иисус, но и его образованность, по-видимому, нельзя преувеличивать, помня, что он вышел из захолустного Назарета, не славившегося ни культурой, ни ученостью. Своего образования Иисус достиг собственным самостоятельным трудом: недаром двенадцатилетним мальчиком он, как мы помним, удивил иерусалимских раввинов званием священных текстов. Хорошо зная Писание, он, следовательно, обладал и необходимым культурно-историческим и философским багажом. Мы неоднократно увидим, знакомясь с дальнейшей жизнью Христа, что он постоянно использовал Ветхий завет, но брал из него, главным образом, общечеловеческое содержание. Его революционная роль состояла именно в том, что он вышел за ограниченные и жестокие пределы Моисеевых законов, став на защиту человечности в человеке, а среди всех сословий предпочтя наибеднейшее.

Слава Иисуса и его учеников множилась. Судя по евангелиям, люди шли к нему не только послушать проповедь, предрекавшую будущее равенство людей, воздаяние бедным и т. д., но и за исцелением от болезней.

Иисус Христос с учениками в Галилее

«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия (Десятиградие - страна к востоку от Иордана, включавшая в себя десять городов: Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу и Канафу. Это был союз свободных эллинистических городов, прекративших свое существование в начале II века н. э., когда некоторые из них отошли к Аравии.), и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана»

(Матф. 4: 24-25).

Увеличивалось и число учеников Иисуса. Сначала появился Филипп, который привел за собой Нафанаила. Интересно, что Нафанаил не сразу поверил Филиппу - ему казалось, что пророка из Назарета, города, пользовавшегося нехорошей славой, просто не может быть.

В один из дней пришли они в Кану, маленький городок в полутора часах ходьбы от Назарета. Иисус знал, что его мать находилась уже там, будучи приглашенной на свадьбу. Возможно, впрочем, что Иисус с учениками побывали сначала в Назарете и приглашение получила не только его мать, но и он сам со своими учениками. Но они пришли в Кану намного позже матери, когда свадьба, обычно продолжавшаяся, по еврейским обычаям, семь дней, уже давно перешла свой зенит. Этим, конечно, и объясняются первые же слова Марии, обращенные к Иисусу: «Вина нет у них».

Иисус на эти слова ответил загадочно: «Еще не пришел час Мой».

По-видимому, мать Иисуса, а скорее всего, и все остальные гости были уже наслышаны о его чудесах и проповедях.

Странные слова Иисуса, судя по тексту евангелиста Иоанна, никого не удивили - они, скорее, вызвали любопытство.

«Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Мера - 4 ведра. В шести сосудах-водоносах, стоявших во дворе, находилось до 60 ведер воды.).

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха.

И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоан. 2:5-11).

Эпизод в Кане Галилейской много раз комментировался и библеистами и, в особенности, богословами. Ведь в нем есть, по крайней мере, два знаменательных момента. Читатели не могли, например, не заметить, с какой видимой неохотой собирается Христос совершить свое чудо по превращению воды в вино. Обратим снова внимание на начало этой небольшой сценки. Мать говорит Иисусу: «Вина у них нет». А Иисус ей отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По-видимому, Мария уже слышала, что знаменитый Иоанн Креститель предрекал ее сыну будущность чудотворца. Но Иисус явно не хочет свершать именно чудес: он даже обращается к ней полуофициально, полуторжественно, но отчасти - в данной ситуации - и отчужденно: «жено», что значит «жена», или «женщина». Христос всегда требовал от своих учеников и от слушателей веры самой по себе, без всяких видимых и, так сказать, материальных и грубых ее доказательств. Он предпочитал доказывать свою силу, главным образом, исцелением больных и страждущих: слепых, хромых, бесноватых. И всегда избегал чуда как такового, возможно видя в подобных действиях что-то от фокуса или шарлатанства, то есть рассчитанного на чисто внешний успех. И все же, как видим, хотя и с неохотой, но он совершил чудо с превращением воды, явно пойдя здесь на уступку небогатым хозяевам дома, чувствовавшим неловкость из-за нехватки вина, так как они явно не рассчитывали на приход сына Марии, приведшего с собой несколько учеников.

Рассказ евангелистов о браке в Кане Галилейской интересен также и другим мотивом, прошедшим через все четыре жизнеописания Христа. Дело в том, что Иисус, как мы увидели в этой сценке, не чужд обычным земным радостям. Он не гнушается превратить воду в вино, чтобы пиршественное застолье в небогатой семье, куда он попал, могло завершиться так же празднично, каким оно было вначале, когда вина было еще вдоволь и все гости были довольны.

Эта сторона личности Христа обычно не подчеркивалась, но она, несомненно, отразилась в христианстве, считающем самую жизнь священным даром небес. Даже мрачное и аскетичное средневековье не могло до конца истребить этой празднично-торжествующей ноты прославления жизни и всего сущего на земле: вспомним хотя бы Франциска Ассизского, стоящего в самом начале темных средневековых столетий, - его радостная жаворонковая песнь, преодолев весь ужас инквизиции и духовного террора, невредимой дошла до праздничного и жизнелюбивого Возрождения.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ. Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2: 1-11 Галилея, которую Христос избрал для проповеди, была мало похожа на выжженную солнцем каменистую Иудею; в те времена она представляла собой цветущий край. Проходя по Галилее, повсюду можно было видеть колосившиеся хлеба, обширные

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему? Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее. Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто был женихом на свадьбе в Кане Галилейской? Об этой свадьбе упоминается лишь в Евангелии от Иоанна (2:1-11), который утверждает, что мать Иисуса «была там», и был «также зван Иисус и ученики Его». Когда выяснилось, что не хватает вина, мать Иисуса сообщила об этом сыну, а

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Брак в Кане Галилейской (Иоан., гл. 2) На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Брак в Кане Галилейской. Евангелие от Иоанна 2:1-11 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Первое чудо на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:1-12). О первом чуде, которое совершил Иисус Христос (превращении воды в вино на свадьбе, или «браке», в Кане Галилейской), повествует только один Евангелист - Иоанн. Это произошло на третий день после выхода Его в Галилею с

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Брак в Кане Галилейской Друзья позвали Иисуса, Его учеников и Деву Марию на свадьбу. Пир шел уже несколько дней. Музыканты играли на арфах и свирелях и били в бубны. Гости танцевали и громко пели. Невеста была прекрасна, и жених не сводил с нее глаз.Как вдруг жениху тихонько

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава 2 1. Чудо на браке в Кане Галилейской 1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане

Из книги Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа автора Бенуа Софья

11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Так положил Иисус начало чудесам... По наиболее авторитетным кодексам, этому месту надо дать такой перевод: "это (??????) сделал Иисус как начало (?????) знамений (?. ???????)".

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Брак в Кане Галилейской. Первое чудо Иисуса Христа (Ио. 2, 1 – 11) Вскоре после того, как Иисус Христс начал проповедовать людям, случилось Ему прийти в маленький городок Кану – в Галилее. В этот день, в городке праздновали свадьбу, и Иисуса с учениками и Матерь Его пригласили

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Первое чудо в Кане Галилейской На третий день после встречи с Нафанаилом, Христос с первыми пятью учениками подошел к Кане Галилейской. Это был небольшой городок, расположенный примерно в двух часах ходьбы от Назарета.В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно,

Из книги автора

Брак в Кане Галилейской А вскоре в городе Кана в Галилее был брачный пир, на который пригласили Иисуса и мать его Марию. Приглашены были и ученики Иисуса. И когда кончилось вино, Мария сказала об этом Иисусу. Иисус же ответил, что не пришло еще Его время. Но Мария сказала

. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

Зовут Господа на брак не потому, что видели чудеса Его, не как великого человека, но просто как знакомого. Обозначая сие, евангелист говорит: «была там Матерь Иисуса» и братья Его. Как ее и братьев позвали, так и Господа. Господь не отвергает приглашения и приходит, потому что Он смотрел не на собственное достоинство, а на то, что полезно и благотворно для нас. Тот, кто не счел низким быть между рабами, тем более не мог счесть низким пойти на брак.

. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

Матерь убеждает Его совершить чудо, потому что из событий зачатия и рождения Она получила высокое понятие о силе Его. Ибо Она все сохраняла в сердце своем () и отсюда заключала, что Сын Ее имеет силу выше человека. Но Богоматерь не имела повода просить Иисуса о совершении чуда в том, будто Он совершал и другие чудеса. Ибо, будучи отроком, Он не совершил ни одного чуда; иначе Он был бы известен всем. Вместе с сим Матерь помнила и отзывы Иоанна, в каких он свидетельствовал о Нем, видела уже, что и ученики следуют за Ним, и из всего этого догадывалась о силе Сына.

. Иисус говорит ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой.

Но Он делает Ей упрек, и не без основания. «Если, – говорит, – нет вина, то и нужно было прийти и просить тем самим, которые не имеют его, а не тебе, Матери». Ибо когда свои просят совершить чудо, то зрители его соблазняются, а когда просят сами нуждающиеся, тогда дело бывает свободно от подозрения.

«Еще не пришел час Мой» , – сказал не потому, будто подлежит зависимости от времени или наблюдает известные часы (ибо как прилично сие Творцу времен и веков?), но потому, что все совершает в приличное время. Так как Он для многих был невиден и неизвестен, потому что не все были учениками, и даже присутствующие на браке не знали Его, ибо в таком случае сами обратились бы с просьбою о вине, – Поелику все это было так, то и сказал: «еще не пришел час Мой» , то есть не наступило приличное время.

Но еще восстает бешенство Ария, пытающегося доказать, что Господь подчинен часам и временам. Итак, научись, проклятый! Если Он зависел от часов, то как, наконец, совершил чудо? Ибо, если, по твоим словам, Он в зависимости от часов и времен, а час Его еще не пришел, следовало бы, что Он не в силах совершить чудо. Однако же, Он совершил чудо; следовательно, независим от часов.

Примечай, пожалуй, как Он не до конца и не во всем противодействует Матери, но упрекнул немного и опять исполняет ее просьбу, воздавая ей честь и нам подавая образец уважения к родителям.

. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Мать говорит служителям «что скажет Он вам, то сделайте» с тем, чтобы просьба была усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от бессилия, но с целью отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из самохвальства и пустой напыщенности.

. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

Каменные водоносы употреблялись для очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою, чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал " по обычаю очищения иудейского» , но чтобы кто из неверных не подумал, что в сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали, образовалось самое слабое вино, – показывает, что они никогда не были вместилищами вина.

. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их удобоприемлемость.

Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино и влагу винограда, которая есть совершенно вода.

. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он отведывание предоставляет трезвому – распорядителю пира. Ибо те, которым вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их распоряжением все происходило чинно и благоприлично.

Но будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и превращающего. Брак же сей не бывает без присутствия Христа и Его Матери и учеников. Ибо как соединится с Богом тот, кто не уверует во Христа, родившегося от Марии и говорившего во апостолах?

Посмотрим же, какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под «водою» ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью «водоносами» пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом – разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш , евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в «вино», то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, – чувства, чтобы не погрешали в деятельности, – разум, чтобы мы не погрешали в мнениях.

Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы по обычаю очищения иудейского. Слово «Иуда» значит «исповедание». Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил. Глаз видел худо; глаз же при исповедании плачет и таким образом служит к очищению. Ухо слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает и с прочими чувствами. Разум погрешает в мнениях; он же опять очищает прежнее зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы – «каменные» или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы. Разум Павла был каменным водоносом и в то время, когда он гнал, ибо он ревновал по отеческим преданиям более всех сверстников (); и в то время, когда проповедовал, ибо он имел такую силу в словах, что ликаонцы, как первенствующего в слове, сочли его за Ермия ().

. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда: это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха

. И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Распорядитель пира спрашивает не служителей, а жениха. Почему? Конечно, по Божескому устроению. Если бы он спросил служителей, они, конечно, открыли бы чудо; но им не поверил бы никто, ибо оно было началом знамений, и никто еще не имел великого понятия о Христе, так что никто не поверил бы, если бы служители и рассказывали о чуде. Однако же, когда после сего Он совершил и другие чудеса, и настоящее должно было сделаться достоверным, и служители, всем рассказывающие об нем, мало-помалу могли приобрести доверие. Для сего-то Господь устроил так, что спрошены не служители, а жених. Господь не просто сотворил из воды вино, но вино прекрасное. Ибо чудеса Христовы таковы, что гораздо превосходнее того, что совершается природою. О том, что вода претворилась в вино, свидетельствуют служители, черпавшие воду; о том, что оно было прекрасное, – распорядитель пира. Обо всем этом с течением времени проповедано, и слышащие о сем должны были увериться очень твердо.

Под «вином» ты можешь разуметь евангельское учение, а под «водою» все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения. Скажу пример: Господь дал человеку разные законы, один – в раю (), другой – при Ное (), третий – при Аврааме об обрезании (), четвертый – чрез Моисея (; ), пятый – чрез пророков. Все сии законы в сравнении с точностью и силою Евангелия водянисты, если кто понимает их просто и буквально. Если же кто углубится в дух их и уразумеет сокрытое в них, тот найдет воду претворившеюся в вино. Ибо различающий духовно то, что говорится просто и понимается многими буквально, без сомнения, в этой воде найдет прекрасное вино, пиемое впоследствии и сберегаемое женихом Христом, так как Евангелие и явилось в последние времена.

. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Что Господь начал творить чудеса после Своего крещения, об этом мы и прежде говорили. Но кажется, что первое чудо Он совершил именно претворением воды в вино. Ибо сказано: «так положил «начало» чудесам». Но скажет иной: «если сие чудо и есть начало чудес, то не всех, а только совершенных в Кане Галилейской; так как Он совершил разные чудеса в Кане, то им оно – начало». Хотя мы многое имеем для подтверждения, что настоящее чудо есть начало и всех чудес, потому что слова «и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» показывают, что прежде сего Он не творил другого чуда, которым бы Он явил славу Свою; однако же, не будем спорить, оно ли было первым чудом, или другое.

Как же Он явил славу Свою? Ведь немногие находились при сем событии, и не пред лицом народа совершено оно? Но если не тогда, то впоследствии все должны были услышать об этом чуде, как оно и доныне возвещается, а не осталось безызвестным. Слова «ученики Его уверовали в Него» понимай так, что они возымели большую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде, конечно, веровали, но веровали не так твердо.

. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

Господь приходит в Капернаум не для другого какого дела, как для того, чтоб оставить там Мать Свою, чтобы не водить ее за Собою повсюду. Так как они ходили в Кану на брак, а брак прошел, то Он и возвращает Мать в Капернаум в дом Ее. А что по сей именно причине Господь приходит в Капернаум, это открывается из того, что Он и пробыл там немного дней, и не совершал там чудес, потому что жители сего города не имели к Нему веры, почему Господь в другом месте и высказывает горе ему ().

. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

Словами «приближалась Пасха» евангелист показывает, что Иисус крестился незадолго до Пасхи.

. И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех,: также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

Пришед в Иерусалим, Он совершает дело, обнаруживающее полное самовластие, именно: выгоняет из храма тех, кои продавали овец и волов. Хотя Матфей () повествует о сем, но знай, что Он сделал сие не однажды. Рассказываемое у Матфея Он совершает близко к страданиям Своим, а настоящее – у Иоанна – Он совершает в начале знамений. Посему здесь с послаблением сказал: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» . Ибо чудеса только еще начинались, и у Него не было еще той смелости, какую придавали чудеса. А там, то есть у Матфея, говорит: «не делайте вертепом разбойников». Явно назвал их разбойниками, как наживающихся несправедливыми средствами. Ибо кто мало стоящую вещь ценит дорого и при случае извлекает себе выгоду от бедных и вдов (как обыкновенно делают скупающие необходимые предметы и потом продающие), что иное делает, как не разбойничает, извлекая себе выгоду из несчастия ближних?

Для чего Он совсем выгоняет таких людей из храма? Не без основания: Он будет исцелять в субботу и как бы нарушать закон об ней; посему, чтобы тогда не сочли Его богопротивником, Он настоящим случаем предупреждает такую мысль. Ибо кто показал такую ревность по храме, тот не станет отвергать Бога, Господа храма. И выгнал не просто, но ударяя бичом из веревок, и опрокинул столы, и рассыпал монету или деньги меновщиков, и решился на дело весьма опасное. А кто подвергает себя опасности за дом Бога, тот допустит отступление от закона Божия не как богопротивник, но, без сомнения, как Сын, имеющий равную власть с Богом и Отцом, давшим закон о субботе. Посему не сказал «дом Бога», но – «дом Отца Моего», показывая, что Он, как Сын, имеет власть над всем принадлежащим Отцу.

Меновщики суть те, кои продают мелкие монеты или нуммы. Подобно тогдашним торговцам грешат и много из первосвященников, когда они продают в церкви «волов», не отдавая чести отличающимся в учительском слове, но отдавая оную желающим злодействовать, когда продают «овец» – простой и обыкновенный народ, «голубей» – духовные дарования, и когда поставляют на высшую степень тех, которые больше дают; таких Господь «выгоняет» из святилища, находя их по суду Своему недостойными первосвященства. Также, если кто продает крупную и мелкую монету, то есть мнение и слово, и будучи учителем, но не предвидя пользы, не возвещает евангельского слова, то Господь «опрокидывает» и его «стол», то есть звание учителя, и учение, которое он по злобе удерживает, не давая его всем; между тем как Господь Иисус отрешает такого от власти, и посаждает на стол учительский другого, достойного.

. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

Ученики вспомнили, что написано: ревность по доме твоем снедает меня (). Немного еще времени возрастают они в добре, а уже припоминают и места из Писаний и, в них находя свидетельства, более и более утверждаются в своих познаниях о Христе.

. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что: имеешь власть так поступать?

Когда иудеи увидели, что Господь делает это с великою властью и говорит «дом Отца Моего не делайте рынком», то говорят: «Уверь нас каким-нибудь чудом, что Ты Сын Бога и что Ты Им послан. Ибо откуда видно, что Господь дома сего – Отец Тебе?»

. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

Он же отвечает им приточно, говоря «разрушьте храм сей», без сомнения, говоря о Своем теле, потому что в нем обитало все Божество Единородного. Словом «разрушьте» не поощряет их к убийству (прочь такая мысль!), но, зная их намерение совершить сие, намекает на то, что случится безотложно.

Пусть и ариане слышат, как Господь и разрушитель смерти говорит «Я воздвигну». Не сказал «Отец воздвигнет», но – «Я» воздвигну, употребив собственную силу, а не нуждаясь в чужой отвне.

. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

Иудеи же, думая, что Он говорит о бездушном храме, смеются над Ним. «Как, – говорят, – говоришь Ты, что воздвигнешь его в три дня, тогда как он строился сорок шесть лет?» Нужно знать, что когда храм в первый раз строился при Соломоне, тогда все без нужды исполнено в двадцать лет. Впоследствии же, когда евреи после пленения получили позволение строить храм, они начали возобновлять его в царствование Кира; потом, встретив препятствие со стороны завистников, продолжали постройку до царствования Артаксеркса; при нем же, пользуясь полною безопасностью, с большим трудом могли окончить это дело.

Когда же говорится, что иудеи во время строения в одной руке держали копье, а в другой – строительное орудие, то они были в таком большом страхе от соседственных идумеев, а не от персов, ибо от них, то есть от персов, как я сказал, они пользовались полною безопасностью. О сей-то постройке, бывшей после плена, говорят, что она продолжалась сорок шесть лет, так как иудеям препятствовали, и потому они протянули ее от царствования Кира до Артаксеркса.

. А Он говорил о храме тела Своего.

. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи, равно как и ученики. Для них были два величайших затруднения: одно – то, что дело воскресения очень неудобопонятно, тем более что им вовсе неизвестно; другое – то, что живущий в теле есть Бог. Однако же, после воскресения ученики поняли, и поверили Писанию. Какому Писанию? И всякому, которое предваряет о воскресении, и, как яснейшему, сему: «Ты не оставишь души моей в аде» (), и сему: «Господь хочет очистить его от раны и показать ему свет» (). Ибо сии места Писания весьма ясно предваряют о воскресении. Аполлинарий пытается найти здесь защиту своей ереси. Желая подтвердить, что плоть Господа была без души, говорит: «Плоть называется храмом, а храм бездушен; следовательно, и она бездушна». Пораженный громом и вскружившийся! Ты плоть Господа сделаешь, пожалуй, и деревьями, и камнями, так как храм из них?! Когда ты слышишь слова Господа: «душа Моя теперь возмутилась» (

. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.

Когда Иисус был на празднике, то некоторые, по-видимому, уверовали во имя Его; но вера их была нетверда. Ибо, внимая на время Христу не как Богу, а как богоносному человеку, они опять отпадали и от сей самой ничтожной веры. А что они были таковы, это видно из нижеследующего.

. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех

. И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.

"Сам , – говорится, – Иисус не вверял Себя им» и не передавал всего учения, как неистинно верующим, проникая в сердца их (; ) и зная, что об Нем было в них. Ибо от Него не укрывалось, каков был помысл в каждом человеке, по-видимому, верующем.


Господь Иисус Христос вернулся в Галилею после Своего Крещения в водах Иордана. Со Спасителем были Его ученики. На третий день после возвращения Иисуса в маленьком городке – Кане Галилейской была свадьба. И по обычаю гостеприимства Иисус со Своей Пречистой Матерью и учениками был приглашен на этот брак.

Кана Галилейская находилась недалеко от города Назарета, где прошло детство Спасителя и где жила его Матерь. Всякое семейное торжество, а особенно брачный пир, придавало небольшому городку радостное оживление.

Брак на Востоке всегда был очень торжественным. Невесту выводили из дома в сумерки. С головы до ног ее окутывали широким развевающимся покрывалом, наряжали в лучшие одежды, осыпали цветами.

О прибытии к ее дому жениха возвещалось барабанным боем и флейтами, песнями и плясками. Горящие факелы придавали особую торжественность этому радостному событию. Невесту сопровождали девицы – ее подруги. А жених выходил ей навстречу со своими молодыми друзьями.

Брачный пир в богатых домах продолжался иногда до семи дней, в менее достаточных домах – один два дня. Но даже самые бедные семьи старались устроить брачный пир так, чтобы радушно угостить званных гостей.

Изобилие пищи и пития на свадьбе считалось главным признаком щедрого гостеприимства. Главную роль при этом играло вино. «Вино веселит сердце человека». По слову псалмопевца оно было первейшим символом радости и веселья.

Однако здесь, за праздничной трапезой новобрачных оказался недостаток вина. Семейство, в котором совершался брак, было, по-видимому, небогатым.

Этот случай мог омрачить брачное торжество, вызвать уныние и даже скорбь новобрачной четы. Недостаток вина мог означать для них не только позор, но и худое предзнаменование.

Это обстоятельство болью отозвалось в сердце Богоматери. И Господь Иисус Христос услышал первое ходатайство Своей Пречистой Матери за людей. Она тихо сказала Своему Божественному Сыну: «Вина нет у них». Этим указанием на имеющуюся нужду Пресвятая Дева просит Своего Сына и Господа оказать чудесную помощь этим простым людям и тем самым сохранить радость в их доме.

Иисус сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». Казалось, Спаситель на время отклонил Свое участие в этом деле. Но Материнское сердце подсказало Богоматери, что час явления Божественной силы Ее Сына настал.

Пришло Его время, ибо великий пророк Иоанн провозгласил Его на Иордане Мессией. Глас Бога Отца возвестил миру: «Это Сын Мой возлюбленный». А ученики, сопровождавшие Иисуса, называли Его Учителем и Господом. Теперь Ему предстояло совершить истинно доброе дело. Нужно было отвратить бесчестие от скромной четы. Матерь Его сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». По обычаю очищения иудейского во всяком доме у входа стояли водоносы с чистой водой.

В доме, где происходило брачное торжество, стояло шесть таких каменных водоносов. Иисус повелел служителям наполнить их до верха. Затем Он сказал им почерпнуть этой свежей воды и отнести ее архитриклину - распорядителю брачного пира.

Тот отведал воды, сделавшейся вином, и подозвал к себе жениха. Не зная, откуда это вино, распорядитель заметил ему, что тот поступил необычно. «Всякий человек, - сказал он, - подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее. А ты хорошее вино сберег доселе». Тогда все узнали о свершившемся чуде. И грозившее новобрачной чете бесчестье превратилось для них в великое благословение. Христос принял участие брачном в пиршестве, и Своим благодатным присутствием освятил таинство брака.

Здесь, в Кане Галилейской Спаситель положил начало Своим чудесам и явил Славу Свою. И уверовали ученики Его.

Господь совершил первое чудо по ходатайству Пресвятой Богородицы. Как часто в дальнейшем, вплоть до наших дней, будет Она предстательствовать перед Своим Сыном и Господом за тех, кто имеет нужду в Его всесильной помощи. И как было в Кане Галилейской, так и сегодня, Господь наш Иисус Христос восполняет нужду каждого, о ком просит Его Пречистая Матерь.

«Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»