Островский бедность не порок основные события. Островский «Бедность не порок» – анализ

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Маленький уездный город, недавно прошло Рождество. Сюжет пьесы разворачивается в доме торговца Гордея Карпыча Торцова.

Островский начинает пьесу со сцены в апартаментах Мити - управляющего поместьем. Он и есть главный герой произведения.

  • Действие первое

Митя задумчиво мечется из угла в угол. Егорушка , развалившись на стуле, листает книгу. Из их разговора мы понимаем, что семейство на прогулке. В поместье лишь Гордей Карпыч .

Гордей злится на Любима Карпыча , родного брата. В Рождество Любим напился и буянил, что не понравилось достопочтенным гостям Гордея. Гордей же недавно стал поклонником западной культуры, где не принято так себя вести. За проступок он выгнал Любима из поместья. Однако и Любим в долгу не остался – пошёл стоять с протянутой рукой с другими нищими. Это серьёзно подорвало авторитет и психическое здоровье Гордея.

Внезапно с прогулки возвращаются жена и дочь помещика, Пелагея и Любовь , с гостями. Егорушка, услышав шум, ретируется из комнаты. Митю охватывает тоска. Поток мыслей о Любови не даёт ему сосредоточиться на работе - он давно в неё влюблён.

Не успел он додумать первую любовную сцену, как его прерывает Пелагея Егоровна. Она учтиво приглашает Митю присоединиться к ним на ужине. Между делом хозяйка кратко отмечает, что её мужа вечером не будет. Он отправляется на встречу с новым сомнительным знакомым - Африканом Савичем Коршуновым . Это ненадёжный алкоголик с потенциалом мошенника.

Пелагея недовольна Торцовым, так как Москва окончательно промыла ему мозги. Раньше он был собой и заботился о людях. Но теперь Гордеем правит гордость. Главные пороки для него - непрезентабельный вид и бедность. Русские люди стали для него сбродом, и он связался с нечистыми на руку западниками. На деле же, от Коршунова толку немного - он лишь спаивает слепца-Гордея.

Хозяин же непреклонен в стремлении сродниться с Западом. Он планирует выдать дочь замуж за москвича и видит в Коршунове идеального кандидата в зятья.

Появляется племянник Гордея Яша . Пелагея уходит, бросив ему приглашение на ужин. Когда парни остаются наедине, Митя жалуется Яше на судьбу. Единственный ребёнок в семье, он обязан высылать матери и без того маленькую зарплату. И он давно бы сменил работу, да держит его здесь любовь к дочери Торцова. Яша призывает его забыть Любовь Гордеевну, ибо бедности отец не приемлет. Не позволит он ей выйти за простого работника.

Митя переводит тему, заявляя, что сочинил песню. После небольшого анализа Яша восхищается и начинает подбирать голос под гитару. И пока он этим увлечён, вбегает Разлюляев с гармоникой. Компания решает спеть.

Веселье прерывает Гордей Карпыч. Возмутившись такому поведению, он дал ему такую характеристику: «Мужичьё, полпивная!». Под горячую руку хозяина попалась тетрадь со стихами, которые переписывал от скуки Митя. Чем не прекрасный повод унизить работника? « Какие нежности при нашей бедности» - едко комментирует Гордей. Торцов не без удовольствия поносит внешний вид и поведение ребят. Закончив читать мораль, хозяин оставляет их.

После отбытия отца Любовь с друзьями навещает Митю в его комнате. Яша подговаривает свою пассию Анну Ивановну оставить Митю с Любовью наедине. Они запирают влюблённых.

Митя пользуется шансом и читает возлюбленной стихи, в которых раскрывает чувства к ней. Она с трудом утаивает радость. Девушка пишет записку, вручает Мите и просит, чтобы прочёл он только после её ухода.

Она натыкается на дядю возле двери. Любим обещает, что не выдаст их, и Люба убегает.

Любим делится с Митей подробным рассказом, как он докатился до такой жизни. Любим уехал в Москву с отцовским наследством. Там он его просадил и доверил остатки Коршунову. Тот его одурачил, и бедняге пришлось работать шутом. В больнице, после тяжёлой болезни, он обещает себе вернуться к Гордею. Но к тому времени брат возгордился и не захотел принимать чернь на содержание. Любим просит у Мити приюта и денег. Занимает Митину кровать и готовится ко сну. Митя, добрая душа, не может отказать.

Митя вспоминает о письме. Читает. В нём признание в любви.

  • Действие второе

В гостиной комнате Любовь беседует с Анной и делится своими чувствами к Мите. Анна предупредила подругу, чтобы не совершала неразумных поступков, и ушла.

Приходит Митя и расспрашивает Любовь, всерьёз ли она это написала. Дама клянётся в искренности и хочет быть уверенной в его намерениях. Они хотят завтра просить благословения Гордея Карпыча. Услышав шаги, Митя незаметно удаляется.

Островский показывает нам совместное веселье героев.

Приходит Гордей в Компании Коршунова. Разгоняет балаган и извиняется перед другом. Однако тому нравится атмосфера. Он начинает флиртовать с Любовью, и хозяину ничего не остаётся, как потакать порокам закадычного друга. Дочь же не в восторге от его приятеля.

Помещик говорит о своём решении переехать в Москву и выдать дочь за Африкана. Родные умоляют его передумать, но воля отца - закон.

  • Действие третье

Пелагея готовит дом к свадьбе. Приходит Митя и со слезами прощается. Он хочет вернуться к матери - теперь его здесь ничего не держит.

Любовь приходит, чтобы проститься с любимым. Вопреки воле, она решает подчиниться отцу и не нарушать традиции. Митя не может возражать. Он отправляется собирать вещи.

Следующая сцена пьесы - появляется Коршунов и просит мать невесты оставить их наедине. Он рассказывает суженой о выгоде замужества. Вскоре к ним присоединяется Гордей и поёт дочери о сладкой жизни.

Идиллию прерывает Любим Карпыч. Он обвиняет Африкана в разорении и требует выплатить долг и компенсацию за Любовь.

Коршунов обижается на такую дерзость и заявляет главе семейства, чтобы тот кланялся в извинениях. Но Гордею кланяться противно. Он отменяет помолвку. В комнате появляется Митя, и разгорячённый отец решает назло отдать за него дочь. Поняв, что ничего не добьётся, Африкан покидает дом.

Митя и Люба понимают, что момент подходящий. Они говорят отцу, что любят друг друга по-настоящему и просят благословения искреннего. Гордей не хочет идти на это - кандидат слишком беден.

Семья уговаривает его принять любовь молодых. Единственный, кто заставил растрогаться Гордея - Любим. Он раскрывает брату глаза на сущность Африкана. Если бы франт остался, то разорил и его. «Бедность не порок» - кратко подытоживает Любим Карпыч.

Торцов соглашается и благословляет союз дочери.

Рецензия

Малодушие толкает нас заменять успех его внешними проявлениями. Автор показал, как обманчива оболочка. Показухой нельзя смыть с себя грязь, и никакая грязь не скроет красоты внутри. А. Н. Островский учит смотреть в суть.

Книга Островского «Бедность не порок» читается на одном дыхании, однако не у всех есть возможность тратить время на ее прочтение. Поэтому предлагаем ознакомиться с произведением Островского «Бедность не порок» в кратком содержании.

Пьеса Островского Бедность не порок

Итак, пьеса Островского «Бедность не порок» начинается событиями, которые происходят в доме купца Торцова. Там в одной из комнат расположились приказчик Митя с дальним родственником Торцова Егорушкой. Егорушка увлеченно читает книгу, а когда отвлекся от книги, поведал Мите о том, насколько сейчас злой хозяин дома. А разозлил Торцова его брат, который на приеме неудачно пошутил над братом, тот и выгнал его. На что Любим Торцов пошел побираться у собора, чем еще больше разозлил Гордея.

К дому подъехали Пелагея Егоровна – жена Торцова и Любовь Гордеевна – его дочь. Митя идет к себе в контору, хочет поработать, но его мысли о дочери Торцова. Затем к нему в конторку входит Пелагея Егоровна и приглашает на свят вечер, где бы он повеселился с девушками, а не тосковал в уединении, к тому же сам купец отправляется в Москву к Африкану Савичу. Правда эту дружбу Пелагея не поддерживала. Не нравилось ей, когда муж ездил к фабриканту. Из-за этой дружбы у ее мужа поменялись взгляды на жизнь, теперь ему бы по-иностранному жить. И дочке хочет найти богатого жениха из столицы.

Далее сюжет произведения Островского «Бедность не порок» продолжается тем, что к Мите пришел племянник Торцова Яша Гулин, которого также приглашает Пелагея на вечер попеть со всеми и Яша с удовольствие принял приглашение.

Пелагея уходит, а Митя рассказывает Яше о небольшом жалованье и признается, что только любовь к дочери Торцова его здесь держит. На что Яша ему сказал, что эта любовь до добра не приведет, ведь не ровня они. К парням присоединился купчик Разлюляев. Он весел, парни поют песни, а когда в комнату входит Торцов, они умолкают.

Далее по сюжету пьесы «Бедность не порок» Островского, Гордей набрасывается с упреками на Митю, высказывая ему за то, что Митя ходит в старом сюртуке. Мог бы уже и новый купить, вот только деньги Митя маме высылает. Но не понимает Гордей такой заботы, считая, что матери не нужны деньги, а вот сюртук не помешало бы купить, без него Гордей запрещает подниматься к гостям наверх. Прицепился Гордей и к Разлюляеву и его одежде, обозвав Разлюляева и его отца глупыми, после чего ушел.

К Мите зашла Люба с подружками Лизой и Машей, а вместе с ними и вдова Анна Ивановна. Гуслин обещает Анне Ивановне женится сразу после благословения Торцова. После этого Гуслин шепчет вдове о том, что Митя влюблен в Любу Торцову. Все уходят, а в комнате остается Митя с Любовью.

Митя Любе читает стих, где признается в любви к ней. Она также написала что-то в письме и отдала Мите записку, сказав, чтобы тот открыл ее позже, когда она уйдет. Затем девушка еще раз приглашает Митю на вечер и уходит. К Мите заходит Любим Карпыч – брат хозяина.

Далее в произведении Островского «Бедность не порок», Любим Карпыч просит Митю приютить его, дать возможность переночевать. Потом рассказывает свою историю жизни, то, как он промотал все деньги, что остались от отца и как его прогнал брат. После Митя открыл письмо Любови и прочитал ее признание.

Далее действие переносится в гостиную, где Любовь говорит вдове Анне Ивановне о том, как она влюбилась. В комнату к женщинам входит Митя. Он спрашивает у Любы, правдивы ее слова о любви к нему, а потом влюбленные решают пойти на поклон к Гордею Карпычу за его благословением.

Гости сбираются, они поют, веселятся.
Затем присоединяется Гордей и Коршунов. Коршунов заигрывает к дочке Карпыча, надевает ей на палец кольцо, но Любовь не интересует этот человек, которого она считает старым для себя, да и любит она другого. Здесь же все узнают, что Гордей засватал Коршунову свою дочь. Она просит отца передумать, но Торцов неумолим, он уже решил и так будет. Любовь принимает решение своего отца.

Действие переносится в небольшой кабинет хозяйки дома.
Все от данной помолвки никак не могут отойти, никто не поддерживает выбор Гордея Карпыча для своей дочери. Митя решает уехать навсегда к матери, ведь теперь его ничто здесь не держит. Во время прощания с хозяйкой, он признался в любви к ее дочери. Митя предлагает бежать Любе, но и Люба и Пелагея Егоровна против, нельзя идти против воли отца. Митя уходит. Приходит Коршунов, который Любе описывает все прелести их совместной жизни. Он говорит о том, как хорошо жениться на старике, который не пойдет гулять, а будет золотом одаривать, в отличие от молодого парня, которому погулять будет охота.

Когда к гостям присоединился Любим Торцов, он стал оскорблять гостя Московского, на что тот стал отказываться от женитьбы и говорить о том, что Гордей приползет к нему уговаривать не расторгать помолвку. За такие слова Торцов ссорится с Коршуновым. В комнату на крики входить Митя и Гордей Карпыч говорит, что дочь отдаст замуж за Митьку. Это произошло на эмоциях, однако Митя ему говорит, что с удовольствием жениться на его дочери, ведь они любят друг друга. Вот здесь Гордей начал говорить, что такому не быть, не ровня они. Но в итоге, уговорили Гордея благословить дочь и Митю. Яша тоже время не терял и воспользовавшись моментом у Гордея получил благословение на брак с Анной Ивановной. Как видим, бедность не порок, главное, чтобы чувства были искренними.

Известная пьеса «Бедность не порок» была написана замечательным писателем Александром Николаевичем Островским в 1953 году. А уже ровно через год это произведение вышло из печати отдельной книгой. Известно, что комедия Островского имела успех, поэтому в 1854 году ее ставили на сценах Московского Малого и Александрийского театров. Сам автор не ожидал такого успеха. Рассмотрим кратко особенности этой комедии.

Вконтакте

История создания пьесы

Александр Островский задумал написать свое новое произведение в середине июля 1853 года, но исполнить задуманное смог лишь только в конце августа. Автором был задуман сюжет, в котором должно было быть только лишь два акта. Но во время написания Александр Николаевич изменил не только структуру своего , но и название. Когда ее написание было окончено, то при прочтении был неожиданный и огромный успех , который ошеломил даже самого Островского.

Важно! Первоначальное название сочинения Островского – «Гордым бог противится».

Смысл названия

Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на то, что в мире, в котором живут главные герои, нет справедливости, все-таки может существовать любовь. Прекрасен мир русского труженика, прекрасны его праздники и обряды. Но при этом русский народ голодает и проживает свою жизнь в нищете, из которой они выбраться никак не могут. Работники полностью зависят от своего хозяина, который груб и невеж. На первое место выступают не духовные ценности, а богатство , и это главный порок человечества.

Проблемы, затронутые Островским

Писатель Островский поднимает много проблем в пьесе «Бедность не порок», но основной все-таки является противостояние личности и среды.

Если человек беден, то часто многие ценности этого мира проходят мимо его. Он оказывается несчастлив в любви, и сложности возникают постоянно на его пути.

Но и деньги не могут принести счастья. Нельзя любить за деньги или дружить, так как это все равно перейдет в ненависть.

Но вот отношения к человеку часто складываются потому, насколько он богат. К сожалению, душевные и нравственные качества отступают на второй план .

Идея пьесы «Бедность не порок»

Александр Николаевич в пьесе прекрасно описывает, как деньги влияют на человека, как быстро он начинает им подчиняться, ставя на первое место, и забывают о том, что окружает вокруг, даже о родных и близких людях. Но Островский показывает, что, имея огромную власть над людьми, они все-таки бывают бессильны. И эта идея доказывается в истории с Любовью Гордеевной, которая смогла отстоять свою любовь, хотя и ей, и Мите пришлось пройти через испытания.

Особенность сюжета

Особенностью сюжета в целом является раскрытие основной, главной, проблемы через конфликт пьесы. По замыслу писателя, старшее поколение старается полностью подчинить уже взрослых детей. Они не думают о счастье молодого поколения, а лишь только стараются приумножить свое богатст во. Любовь в системе их ценностей не значит ничего.

Важно! Островский показывает не только конфликт между поколениями, но и самодурство людей, у которых есть деньги.

Комедия построена следующим образом :

  1. Завязка, в которой молодой и небогатый приказчик Митя признается Любе в своих чувствах.
  2. Кульминация, в которой отец Любы желает выдать свою дочь за богатого фабриканта.
  3. Развязка, в которой читатель постоянно слышит монолог Любима, и влюбленные получают родительское благословление.

Характеристика действующих лиц

Пьеса Бедность не порок Островский

Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества , во главе которого стоят деньги.

Действующие лица:

  • Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
  • Пелагея Егоровна, жена Торцова.
  • Люба, их дочь.
  • Любим Торцов, брат богатого купца.
  • Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
  • Митя, приказчик.

Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.

Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика

Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.

Обратите внимание! Сама девушка прекрасно осознает, что Митя не подходит ей в женихи, так как он не ровня и по богатству, и по положению в обществе.

Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.

Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.

Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву отдать.

А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.

Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.

Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви .

Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.

Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.

Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца , они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.

Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.

Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.

В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.

Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы .

Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание

Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет

Вывод

Островский заканчивает свое произведение торжеством добра и наказанием порока. Именно свадьба главных героев доказывает название о том, что бедность не может быть пороком, а главный порок – это черствость человеческих душ и жажда богатства.

Действие первое
Действие комедии происходит в уездном городишке в святочную неделю. В самом начале пьесы читатель попадает в городскую усадьбу, принадлежащую купцу Торцову. Там находятся конторщик Митя и Егорушка. Последний занят чтением книги, а потом рассказывает своему собеседнику, что все родственники уехали. В доме остался Гордей Карпыч, который теперь не в лучшем настроении из-за ссоры со своим братом Любимом.

Через некоторое время входят Пелагея Егоровна и Любовь Гордеевна Торцовы и еще некоторые гости. Егорушка уходит к ним. Пелагея Егоровна приходит к Мите и зовет его позже зайти к ним. Пелагея Егоровна - жена Гордея Торцова. Она жалуется Мите, что ее муж начал какие-то совместные дела с фабрикантом Коршуновым, и эти отношения ей не нравится. Да и сам Торцов после приезда из Москвы стал совсем невыносимым, даже для своей дочери Любовь Гордеевны мечтает найти мужа-москвича.

Во время их разговора заходит веселый и бесшабашный Разлюляев с гармошкой. Он, Митя и Пелагея Егоровна поют песни. Неожиданно заходит Торцов и ругает Митю за беспорядок. Потом цепляется к старому сюртуку своего конторщика, спрашивает у Мити знает ли он что такое образование. После такой речи Гордей Карпыч выходит из комнаты.

После этого к Мите приходит Любовь Гордеевна и ее подруги Маша, Лиза и Анна Ивановна. Разлюляев пытается развеселить девушек. Анна Ивановна намеками указывает на чувства Мити к Любовь Гордеевне и подшучивает. Потом она зовет всех подняться наверх, выпускает всех, кроме Любови Гордеевны, перед которой захлопывает дверь, из комнаты. Юноша читает ей стихи, придуманные им самим, с признаниями в любви. Любовь Гордеевна пишет ему короткий ответ и быстро покидает комнату. Прочитав записку, Митя видит, что его чувство взаимно. К Мите заходи Любим Гордеич, который говорит о том, что обязательно отомстит брату.

Действие второе
В гостиной Торцова Анна Ивановна и Любовь Гордеевна. В комнату быстро входит Митя и спрашивает у девушки правдивы ли ее слова. Они решают просить благословления у Гордея Карпыча на брак. В гостиной собираются многие персонажи пьесы. Все ведут беседы, поют, потом даже бросаются в пляс. Веселье прерывается лишь с приходом Гордея Карпыча и Коршунова.

Торцов прогоняет Митю, уходит Арина, Гуслин и Разлюляев. Коршунову нравится общество девушек, он, намекая им на святочные дни, заставляет с ним целоваться. Коршунов вручает Любовь Гордеевне серьги с бриллиантами, рассказывает о своем денежном состоянии и любви к ней. Девушке противен этот старик, она вырывает свою руку у него. Торцов заявляет присутствующим, что намерен организовать переезд в Москву, а его дочь сосватана за Коршунова. Любовь Гордеевна слезно умоляет отца отказаться от такой идеи. Она рыдает на плече матери не в силах противиться решению отца.

Действие третье
На следующий день в комнату в доме Торцова входит Пелагея Егоровна. Женщина занята свадьбой дочери, но настроение у нее не радостное. Заходит подавленный Митя. Он сообщает, что пришел попрощаться с хозяйкой и решил уехать к матери. Также Митя рассказывает, что они с Любовью Гордеевной любят друг друга.

Приходит девушка, она печальна и прощается с Митей, тот предлагает ей сбежать, но получает отказ. Молодой человек уходит. К Любови Гордеевне приходит Коршунов, он рассказывает обо всех прелестях замужества с ним. Появившийся Гордей Карпыч любезничает с Коршуновым, демонстрирует свое знание культурных манер.

В этот момент в комнате появляется Егорушка, который предупреждает Торцова, что его брат выпроваживает из дома всех гостей. Разозленный Гордей Карпыч пытается выгнать из дома брата. В ответ на это Любим Карпыч говорит Коршунову, что он – человек, который не имеет чести. Коршунов обижен на Торцова, возмущен, что гостя в доме Гордея Карпыча позволяют оскорблять. Происходит дикая ссора между Коршуновым и Торцовым. Гордей Карпыч разрывает помолвку дочери с Коршуновым.

Тут приходит Митя и просит руки Любовь Гордеевны. Торцов начинает закипать, но все начинают уговаривать его смягчиться и дать согласие на брак. Купец наконец-то расчувствовался и благословил молодых.


Меню статьи:

Действие комедии Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Действие первое

Читатель оказывается в небольшой скромно убранной приказчичьей комнате. Приказчик по имени Митя меряет шагами комнату. На табуретке сидит мальчик Егорушка, дальний родственник купца – хозяина дома. Митя осведомляется у мальчика, дома ли господа. На что Егорушка, оторвавшись от книги, сообщает, что все уехали кататься, а дома лишь Гордей Карпыч – сам купец, который прибывает в прескверном настроении. Оказывается, что причиной его злости является брат, Любим Карпыч, который опозорил его при гостях своими пьяными речами, а потом ещё и стоял под церковью с нищими. Купец обвиняет брата, что тот осрамил его на весь город, и срывает свой гнев на всех окружающих. В этот момент подъезжает карета. В ней жена купца – Пелагея Егоровна, дочь – Любовь Гордеевна и гости. Егорушка бежит сообщить дядюшке о прибытии семейства.

Оставшись один, Митя сетует на свою несчастную одинокую жизнь без родни и близких. Чтоб развеять грусть, молодой человек решает взяться за работу. Но мысли его по-прежнему витают далеко. Он мечтательно вздыхает, вспоминая о некой прекрасной девушке, чьи глаза заставляют его петь песни и декламировать стихи.

В это время в его комнату входит хозяйка дома Пелагея Егоровна. Она приглашает Митю вечером в гости, говорит, что негоже ему всё время сидеть одному. Так же женщина с горечью сообщает, что Гордей Карпыч в этот вечер будет в отъезде. Ей очень не нравится новый товарищ мужа Африкан Савич. По словам купчихи, дружба с этим фабрикантом совсем помутила разум её мужа. Во-первых, он начал много пить, во-вторых, стал навязывать жене новые модные течения из Москвы и даже требовал, чтоб она носила чепчик. Купец пришёл ко мнению, что никто не ровня его семье в этом захолустном городке, а дочери своей пару и вовсе никак подобрать не мог. Митя предполагает, что Гордей Карпыч хочет выдать дочь замуж в Москву.

Их разговор прерывает появление Яши Гуслина – племянника купца Торцова. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером наверх попеть песни с девушками и просит захватить с собой гитару. После этого купчиха удаляется передохнуть.

Митя в приступе меланхолии признаётся Яше, что не на шутку влюбился в Любовь Гордеевну и поэтому не уходит со службы от жадного и склочного купца. Яша отвечает другу, что лучше ему совсем забыть про эту его любовь. Потому что никак не ровня он купеческой дочери по достатку своему. Митя вздыхает и принимается за работу.

В комнату к молодым людям входит беспечный и развесёлый парень Гриша Разлюляев – молодой купец из богатой семьи. Гриша хвастает товарищам тем, сколько у него денег звенит по карманам, а также демонстрирует новенькую гармонь. Митя пребывает в дурном настроении, но молодой купец подталкивает его в плечо, призывая не грустить. В результате все трое с гитарой и гармонью усаживаются, чтобы спеть какую-то песню.



Внезапно в комнату врывается разгневанный купец Торцов. Он кричит на молодых людей, за то, что устроили из комнаты подобие пивнушки, в которой горланят песни. Далее гнев его обращается на Митю, который дурно одет. Купец упрекает его, что тот позорит его перед гостями, заявляясь наверх в таком виде. Митя оправдывается, что он отсылает своё жалование больной старухе матери. Но это не трогает Гордея Карпыча. Он обвиняет всех троих молодых людей в том, что они не просвещённые, выглядят отвратительно и говорят также. Смерив парней презрительным взглядом, купец уходит.

После ухода хозяина дома в комнату спускаются девушки: Любовь Гордеевна, её подруги Лиза и Маша, а также молодая вдова Анна Ивановна, на которой мечтает жениться Гуслин. Молодежь обменивается шутками и колкостями, а Гуслин успевает нашептать на ухо молодой вдове о чувствах Мити к купеческой дочери. После непродолжительной беседы все молодые люди, кроме Мити собираются пойти наверх петь и танцевать. Митя говорит, что придёт позже. Выпустив всех наружу из комнаты, Анна Ивановна ловко затворяет дверь перед лицом Любови Гордеевны, оставляя их с Митей наедине.

Митя предлагает девушке стул и просит разрешения прочесть ей свои стихи, которые написал для неё. Стихи эти преисполнены любви и печали. Любовь Гордеевна слушает их задумчиво, после чего говорит, что тоже напишет ему послание, да только не в стихах. Она берёт бумагу, перо и что-то пишет. Потом она отдаёт бумагу Мите, взяв обещание, что он не будет читать записку при ней. Девушка встаёт и зовёт молодого человека ко всей компании наверх. Он с готовностью соглашается. Уходя, Любовь Гордеевна сталкивается со своим дядей Любимом Карпычем.

Любим Карпыч просит у Мити приюта, так как брат его выгнал из дому. Он признаётся парню, что все его проблемы происходят от пьянства. Далее он пускается в воспоминания о том, как промотал в Москве свою часть отцовского состояния, потом ещё долго нищенствовал и зарабатывал на улице, изображая скомороха. Со временем душа Любима Карпыча не выдержала такого образа жизни, и он явился к брату просить о помощи. Гордей Карпыч принял его, сетуя что тот будет позорить его перед высоким обществом, в котором купец теперь вращается. А потом и вовсе выгнал бедолагу из дому. Митя жалеет пьянчугу, разрешает ему переночевать у себя в конторе и даже даёт немного денег на выпивку. Выйдя из комнаты, молодой человек дрожащими руками достаёт из кармана записку Любови Гордеевны. В записке значится: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Молодой человек в смятении убегает.

Действие второе

События продолжаются в гостиной Торцовых. Любовь Гордеевна рассказывает Анне Ивановне о том, как нежно она любит Митю за его тихий сиротливый нрав. Подруга предостерегает купеческую дочь от импульсивных действий и советует ей хорошенько присмотреться к молодому человеку. Внезапно они слышат шаги на лестнице. Анна Ивановна предполагает, что это Митя и оставляет Любовь Гордеевну одну, чтоб та могла потолковать с ним наедине.

Вдова не ошиблась, это действительно был Митя. Он осведомился у Любови Гордеевны, как ему стоит понимать её записку, и не шутит ли она. Девушка ответила, что написала те слова искренне. Влюблённые обнимаются и думают, как им быть дальше.

Митя предлагает идти к Гордею Карпычу, падать ему в ноги и просить благословить их чувства. Девушка сомневается, что отец одобрит этот союз. Молодые люди слышать шаги, и девушка велит молодому человеку идти, обещая, что позже она присоединится к компании. Митя уходит. А в комнату входит няня купеческой дочери Арина.

Старая женщина упрекает свою воспитанницу, что та бродит в темноте и отправляет её к матушке. После ухода девушки в комнату входит Егорушка.

Арина велит ему звать соседских девушек песни петь. Мальчик очень рад предстоящему веселью и вприпрыжку убегает звать гостей. В комнату к Арине входит Пелагея Егоровна. Она просит няню организовать угощение для приглашённых и зовёт молодёжь в гостиную.

Веселье начинается, кроме молодых людей в гостиной присутствуют так же пожилые женщины, подруги Пелагеи Егоровны, они садятся на диван, смотрят на молодёжь и вспоминают веселье времён своей молодости. Арина накрывает на стол. Гости пьют вино и танцы с песнями становятся всё веселее. Старая нянька сообщает, что пришли ряженные, хозяйка дома велит их впустить.

Все с удовольствием смотрят представление, Арина потчует артистов. В это время Митя стоит подле Любови Гордеевны, что-то шепчет ей на ухо и целует. Это замечает Разлюляев. Он грозит рассказать обо всём купцу. Оказывается, он сам собирается свататься к девушке. Богатый молодой человек насмехается над Митей, говоря, что у него нет никаких шансов заполучить купеческую дочь в жёны.

В это время раздаётся стук в дверь. Открыв дверь, Арина видит на пороге хозяина. Тот приехал не один, а с Африканом Савичем Коршуновым. Увидев ряженных, купец приходит в ярость. Он выгоняет их вон и тихо шепчет жене, что она его опозорила перед столичным важным господином. Купец оправдывается перед другом за увиденное в гостиной и велит жене гнать всех вон. Африкан Савич напротив просит девушек остаться и попеть для них. Гордей Карпыч во всём соглашается с фабрикантом и требует подать к столу лучшего шампанского и зажечь свечи в комнате с новой мебелью для лучшего эффекта. Гостьи Пелагеи Егоровны поспешно покидают купеческий дом.

Коршунов прибывает в весёлом настроении и настаивает на том, чтоб все присутствующие девушки его расцеловали, особенно он навязчив в отношении Любови Гордеевны.

По приказу купца девушки целуют старого фабриканта.Торцов подходит к Мите и сквозь зубы спрашивает его: «Ты зачем? Разве здесь твоё место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

После этого Разлюляев, Гуслин и Митя уходят.

Коршунов сообщает Любови Годеевне, что привёз ей подарок, потому что очень её любит. Он демонстрирует собравшимся бриллиантовый перстень и серёжки. Африкан Савич намекает, что если она его и не любит, то обязательно полюбит, потому что он ещё не стар и очень богат. Девушка смущается и отдаёт ему назад украшения, силясь уйти к матери, но отец велит ей остаться. Через минуту в комнату входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами.

Коршунов и Торцов объявляют собравшимся, что сговорились о браке между Африканом Савичем и Любовью Гордеевной. Кроме всего прочего, купец собирается переехать жить в Москву. Купеческая дочь в ужасе от таких новостей, она падает в ноги отцу, умоляя не отдавать её замуж без любви. Но Торцов непреклонен. Девушка покоряется его воле. Мужчины уходят пить вино в соседнюю комнату, а Любовь Гордеевна рыдает на руках у матери в окружении подруг.

Действие третье

Автор переносит нас в кабинет хозяйки дома, плотно заставленный дорогой мебелью и посудой. Старая няня Арина сокрушается о том, как быстро отняли у них всех Любовь Годеевну. Женщина признает, что вовсе не такой судьбы хотела она для своей воспитанницы, а мечтала для неё о принце заморском. Пелагея Егоровна отправляет няню хлопотать по хозяйству, сама без сил опускается на диван.

К ней входит Анна Ивановна. Купчиха просит её послужить мужчинам при подаче чая. В это время к ним присоединяется Митя. Молодой человек очень печален. Со слезами на глазах он благодарит хозяйку за теплое к себе отношение и сообщает, что уезжает к матери и, скорее всего, навсегда. Женщина удивлена его решением, но принимает его спокойно. Митя просит возможности проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна отправляется звать девушку. Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе, свалившееся ей на голову. Митя горячо поддерживает опасения женщины по поводу будущего счастья её дочери. Молодой человек не в силах сдержать слёзы, он признаётся купчихе в чувствах к Любови Гордеевне. В этот момент появляется и сама девушка. Митя прощается с ней. Мать позволяет им поцеловаться на прощание, после чего они оба плачут. Митя предлагает девушке бежать с ним к его матери и тайно обвенчаться. Ни Пелагея Егоровна, ни Любовь Гордеевна на это не соглашаются. Девушка говорит, что не пойдёт замуж без отцовского благословения и должна покориться его воле. После этого несчастный влюбленный раскланивается и уходит.

Купчиха жалеет дочь, сокрушаясь об уготованной ей участи. Их разговор прерывает Коршунов. Он просит женщину оставить его с невестой наедине. После того, как мать уходит, Африкан Савич долго описывает девушке перспективы совместной жизни, то сколько подарков она будет получать в Москве. Приводит доводы, почему выгоднее любить старого мужа, чем молодого.

К ним присоединяется Гордей Карпыч. Купец усаживается и начинает вслух мечтать о том какую модную изысканную жизнь он будет вести в столице, то и дело требуя подтверждения у Коршунова, что именно для такой жизни он и создан. Фабрикант ему с готовностью поддакивает. В это время входит Егорушка и, едва сдерживая смех, сообщает что в доме дебоширит Любим Карпыч. Торцов поспешно удаляется усмирять брата.

К жениху с невестой присоединяются Лиза, Маша и Разлюляев. Все они в ужасе от выходок Любима Карпыча. В скором времени появляется и сам Любим. Он начинает обвинять Коршунова в том, что тот способствовал его разорению во времена жизни в Москве и требует выкуп за племянницу в миллион триста тысяч рублей. Африкана Савича сильно забавляет вся эта ситуация. В гостиной появляется Гордей Карпыч и силится выгнать брата. Коршунов просит не гнать его, в надежде ещё посмеяться над пьяницей. Но Любим начинает обвинять его в бесчестье и грязных делишках, а так же том, что прежнюю свою жену фабрикант до смерти уморил своей ревностью. Он молит брата не отдавать дочь за Африкана Савича. Эти речи действуют на нервы Коршунову, он требует выгнать Любима Карпыча. Перед уходом пьяница бросает ещё несколько колкостей с сторону Коршунова.

Африкан Савич приходит в бешенство от такого обращения и при всех гостях заявляет, что теперь купцу придётся кланяться ему, чтоб он взял Любовь Гордеевну в жёны. Купец отвечает, что кланяться он никому не собирается и отдаст дочь за кого захочет. Коршунов посмеивается и уверяет, что Торцов завтра же прибежит просить у него прощения. Купец приходит в бешенство. В это момент входит Митя. Торцов обращает взгляд на молодого человека и говорит, что выдаст дочь за него. Коршунов по-прежнему не верит Гордею Карпычу и с высокомерным видом удаляется.

Пелагея Егоровна переспрашивает у мужа, что тот имел ввиду. Мужчина, по-прежнему в бешенстве от поведения фабриканта, выкрикивает, что она всё правильно слышала, и, на зло Коршунову, он завтра же выдаст дочь за Митю. Все собравшиеся не на шутку удивлены. Молодой человек берёт за руку Любовь Гордеевну и ведёт её к отцу. Он просит отдать её замуж за него не от злости, а по любви взаимной. Такое поведение парня тоже возмущает вспыльчивого купца. Он кричит, что Митя совсем забыл, с кем разговаривает, и что дочь купеческая ему никак не ровня. В это время в толпу гостей, которые наблюдают всю эту сцену, протискивается Любим Карпыч.
Купец не хочет слышать доводов Мити, тогда уговаривать его на брак берутся дочь с женой. К ним из толпы присоединяется Любим Карпыч. Купец возмущён, что брат его всё ещё находится в доме. Любим заявляет, что именно его поведение вывело на чистую воду Коршунова и уберегло Любашу от несчастья в браке. В продолжение своей пламенной речи, пьяница становится на колени и умоляет брата выдать дочь за Митю. Он надеется, что добрый молодой человек и ему, беспутному, не даст замёрзнуть на морозе: «Брат! И моя слеза до неба дойдёт! Что он беден-то! Эх кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

«Бедность – не порок». Краткое содержание пьесы А.Н. Островского

5 (100%) 1 vote


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»