Нестандартные формы проведения урока иностранного языка. Глава II

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Само слово «драматизация» наводит на мысли о театре, о чем-то возвышенном. Несмотря на кажущуюся сложность, можно сказать, что большая часть учителей неоднократно использовала этот метод на уроках. К элементам драматизации относятся диалоги и инсценировки , которые чаще всего ученики разрабатывают в парах.

Понятие драматизации несколько шире: оно включает не только диалогическую речь, но и монологические высказывания, коллективные представления. Метод драматизации позволяет необычно, в доброжелательной, дружеской форме проводить коллективную работу, нацеленную на развитие языковых и коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся.

Цели уроков иностранного языка с использованием драматизации

На уроках с использованием драматизации задействуются все важные цели:

  • Обучающая цель. На этапе подготовки ученики прорабатывают материал, посвященный определенной теме, обязательно в каком-то аспекте связанной с изучаемым языком. Работа по созданию сценария на иностранном языке нацелена на развитие и совершенствование языковых умений и навыков учащихся. При этом закрепляются лексические единицы, морфологические и синтаксические особенности изучаемого языка.
  • Развивающая цель. Подготовка к репетициям и непосредственно к выступлению развивают воображение, память, внимание, эмоциональную сферу учащихся, а также навыки межличностного общения.
  • Коммуникативная цель. Драматизация создает эффект погружения в языковую среду. Во время спектакля общение происходит только на иностранном языке.
  • Воспитательная цель. Драматизация позволяет развивать творческие способности детей, прививает интерес к театральному искусству, воспитывает уважение ко всем участникам, чувства поддержки и взаимопомощи.

Что необходимо учесть при подготовке к уроку-драматизации?

Учителя-практики, внедряющие на уроках иностранного языка элементы драматизации, часто останавливаются на инсценировке диалогов, приводимых в учебных пособиях. К сожалению, со стороны учеников это обычно сводится к механическому заучиванию реплик, а выступление перед классом не приносит удовольствия. Как избежать таких скучных, однообразных инсценировок? Существуют некоторые важные факторы, которые нужно учесть.

  • Драматизация уместна только при высоком уровне знаний учащихся. Ученик должен достаточно хорошо ориентироваться в лексической тематике, четко понимать структуру предложений изучаемого языка и уметь строить наиболее употребительные конструкции.
  • Элементы драматизации следует вводить постепенно. Не стоит с первого раза предлагать ребятам сделать постановку пьес Шекспира. Простые диалоги или инсценировки с участием нескольких лиц вполне можно предложить и ученикам начальных классов.
  • Чтобы уроки с драматизацией проходили интересно, учитель должен правильно подобрать тематику для инсценировок. При доверительных и дружеских отношениях с детьми сделать это будет несложно.

Тематика уроков с применением драматизации

Тематика уроков может быть различной. Учитель может ориентироваться на учебную программу, выбирая из нее наиболее интересные и полезные для учеников темы. Возможна опора на события современной действительности, актуальные происшествия в родной стране, стране изучаемого языка или в мире в целом. Обращение к теме праздников, традиций также может быть воспринято учениками с энтузиазмом. Ниже приведены некоторые примеры тем уроков иностранного языка с использованием драматизации.

  • «Путешествие в Лондон (Вашингтон, Берлин, Париж)». Тема достаточно широкая, поэтому ее можно либо разбить на несколько и проводить театральные мини-зарисовки с участием небольшого количества человек (2-3), либо задействовать всю группу и в одном спектакле представить разные ситуации, связанные с путешествием в страну изучаемого языка.

Такая тема плодотворна в том смысле, что спектакль можно наполнить как страноведческим материалом (например, внутренний монолог главного героя, его мысли о городе по приезде; мини-экскурсии и подобное), так и фразами, необходимыми для общения в аэропорту, общественном транспорте, гостинице, кафе и т.д.

Хорошим подспорьем могут стать обучающие сериалы на иностранном языке, например, «Extra. Немецкий с удовольствием!», аналогичные фильмы есть и на других языках. Отсюда можно взять примеры сюжетов и ситуаций. Неплохим вариантом станет предварительный просмотр серии и последующее обсуждение с учащимися выбора темы для драматизации. Кроме того, игра актеров фильма покажет ребятам, какие эмоции может выражать их герой, как он держится, как ведет себя с другими персонажами и т.д.

  • «Совещание на фирме, или знакомство с новыми сотрудниками». Такой урок позволит задействовать всех учащихся и закрепить лексику на тему «Профессии». Идея инсценировки несложная: во время совещания директор фирмы представляет новых работников коллективу, рассказывает о деятельности фирмы. Остальные участники также активно поддерживают беседу: отвечают на вопросы о себе, задают интересующие их вопросы.
  • «Варианты проведения новогодних праздников». За основу можно взять празднование Нового года в России или Рождества за рубежом. Забавно будет выглядеть инсценировка с участием русского Деда Мороза и американского Санта Клауса.
  • «Международные конкурсы или олимпиады». Многие дети увлеченно следят за событиями музыкальных фестивалей и спортивных состязаний. Почему бы не попробовать организовать свое Евровидение или Олимпиаду? Участников потребуется немало: ведущие, журналисты, спортсмены, артисты. Вариантов развития событий в инсценировке может быть сколько угодно — все зависит от фантазии учителя и класса.

Особенности подготовки к уроку-драматизации

Для достижения хороших результатов, необходимо ответственно подойти к подготовке урока. Желательно, чтобы учитель выбрал стратегию сотрудничества с учениками, а не давал прямые указания. Работа по подготовке к уроку с драматизацией потребует много времени, поэтому не стоит проводить такие уроки слишком часто. Вполне достаточно будет 1-2 уроков в полугодие. Подготовка включает в себя следующие стадии:

  • Выбор темы. Это должен быть именно выбор, и не только учителя, но и учеников.
  • Подбор материалов. Изначально материалы могут быть и на русском, и на иностранном языке.
  • Подготовка сценария на иностранном языке.
  • Распределение ролей с учетом предпочтений и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Работа над ролью каждого участника. Выявление возможных ошибок, постановка характера героя.
  • Подборка декораций, костюмов и музыкального сопровождения.
  • Проведение репетиций.

Возможные ошибки учителя и учеников

Чаще всего ошибки возникают на этапе подготовки.

  • При разработке сценария учитель может увлечься чрезмерной информативной составляющей. Так, при обращении к страноведческой тематике следует использовать самые интересные факты, избегать сложных географических описаний, дат, цифр.
  • Распределение ролей без учета пожеланий и способностей учеников.
  • Механическое заучивание реплик учениками.
  • Часто ученики хорошо выучивают только свои роли, что может привести к путанице во время выступления. Необходимо, чтобы все участники свободно ориентировались в сюжете в целом.

Увлекательная и необычная форма подачи материала при драматизации создаст условия не только для обучения, но и для творчества, поэтому, несмотря на некоторые сложности, этот метод работы на уроке стоит попробовать.

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Следовательно, способы, средства и приемы повышения эффективности урока являются проблемой, находящейся в поле зрения как ученых, так и учителей-практиков.

В педагогической литературе уроки подразумеваются на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные или прямые методы и приемы воспитательно-педагогического воздействия учителя на обучаемых основываются на таких методах, как совет, подсказка, приказ, требования, напоминание и т.д. При постоянном использовании эти методы приводят к исчезновению творчества в в учебном процессе, снижают внутреннюю мотивацию учения, так как ориентируются на указания, принуждение, контрольно-оценочную деятельность.

Обобщение опыта педагогов-новаторов показало, что в школьной практике появилась новая стратегия обучения, сформулированная в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, одним из положений которой является утверждение педагогики сотрудничества, предполагающей новый стиль общения учителя и учащихся, и учащихся между собой. В работах этих ученых указывается, что педагогическое общение не должно сводиться только к передаче и принятию информации и обмену знаниями, оно должно включать взаимоотношения учителя и учащихся, строящиеся на основе сотрудничества и партнерства, творческого подхода, выдумки и изобретательности. Новый стиль учебного общения ориентирован на косвенное педагогическое взаимодействие, на превращение учащихся в равноправных участников учебного общения. Учитель направляет, помогает учебной деятельности обучаемых, обсуждает возможные направления работы, советует, какие учебные материалы можно использовать, выступает в роли речевого партнера, советчика, старшего товарища, консультанта. Такой подход позволяет оказывать косвенное педагогическое воздействие на основе игровых, проблемных, интенсивных, проектных и других методах обучения. Они рассматриваются как резерв интенсификации обучения и относятся к нетрадиционным или нестандартным видам учебных занятий.



Новые формы учебного процесса, закрепившиеся в школьной практике, являются импровизированными учебными занятиями, имеющими нетрадиционную структуру и позволяющими изменить традиционные роли учителя и учащихся на уроке. Сотрудничество строится на основе диалога учителя и ученика, оно воспитывает и формирует у обучаемых самостоятельность, «независимость» от учителя, умение взять на себя ответственность за результаты своего собственного обучения.

Уроки, имеющие нестандартную форму,

Пробуждают интерес к учебе,

Повышают творческую самостоятельность учащихся,

Повышают результативность усвоения материала,

Создают доброжелательную атмосферу общения,

Активизируют речевую активность за счет увеличения доли неподготовленной речи,

Воспитывают умения работать в команде,

Развивают личную ответственность перед группой за результат совместной деятельности,

Увеличивают сплоченность класса,

Дают возможность обучаемым приобрести важные социальные навыки,

Формируют умение строить свое поведение с учетом позиции других,

Снижают трудности дисциплины.

Для правильной организации и проведения нестандартного урока учитель должен:

Начинать работу с большой предварительной подготовки (оборудование урока должны готовить учащиеся, выполняются предварительные задания, накапливается учебный материал);

Обязательно включать всех учащихся в подготовку и проведение урока;

Учитывать фактический уровень подготовленности группы, возможность справиться с задачей,

При анализе результатов оценивать не только достижение цели, но и интерес, инициативность, взаимопомощь, доброжелательность учащихся в процессе работы и при представлении результата.

Существуют различные виды нетрадиционных уроков.

Одной из самых распространенных форм нестандартного урока является дискуссия – развернутое обсуждение в форме диалога проблемного вопроса,

по которому имеются различные точки зрения, с целью найти его решение не просто путем столкновения мнений, а и в процессе логически последовательного аргументирования и контраргументирования. Применение метода дискуссии на старшей ступени обучения предполагает управление дискуссией, развитие дискуссионного умения, обучение умению аргументировать. Целью этой работы является такое усложнение мыслительной деятельности учащегося, которая влечет за собой формирование неподготовленной речи и обогащение словарного запаса. Следует связывать основную тему беседы с ранее освоенными темами, переводить общение в

межтематичский план.

Дискуссия наиболее характерна для такого типа урока как «урок-круглый стол». Такие уроки проводятся на заключительном этапе работы над устной темой. Необходимо в аудитории составить из парт круглый стол, за который садятся учитель и ученики. Главное требование к беседе «за круглым столом» - реальное, соответствующее действительности содержание высказываний учащихся. Успех «круглого стола» определяется четкой постановкой проблемы и решением комплекса, связанных с ней задач. Такой урок обеспечивает речевую практику школьников в диалогической и монологической формах, в аудировании. Задачи воспитательного и развивающего характера определяются спецификой и содержанием конкретной темы.

Такой урок может включать занимательные моменты: викторины, конкурсы, предъявление дружеских шаржей. особенно оживляет общение появление «гостей», например, «английской школьницы». Однако беседа не должна превращаться в обыкновенный монтаж, когда присутствующие заранее знают, кто и когда будет говорить. Не следует заранее знакомить учащихся со сценарием урока и тем более устраивать репетиции, исключения оправданы для слабоуспевающих учащихся. Интересные беседы, проходящие в спокойной доброжелательной атмосфере, позволяют учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на их отношении к урокам и изучению предмета вообще.

Для учащихся среднего звена, не в достаточной мере владеющих еще иностранным языком, можно предложить уроки творчества , на которых они делятся на небольшие группы. Каждой группе дается определенное задание: составить кроссворд по определенной теме, чтобы другие расшифровали его; написать план-сценарий по прочитанному тексту, чтобы другие смогли разыграть его; составить загадки, чтобы другие отгадывали. На подготовку задания предлагается не более 10 минут, а остальное время отводится на решение заданий.

Эффективно проведение урока-экскурсии. Такой урок можно проводить и в классе. Для того, чтобы он действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательного интереса и углубления знаний перед проведением урока целесообразно разбить класс на группы и предложить каждой свое задание или несколько вопросов, ответы на которые они должны найти самостоятельно. Каждая группа идет своим путем, а затем отчитывается о проделанной работе, отвечает на возникающие вопросы своих товарищей. Например, посетители экскурсии в «Музей науки слушают сообщения сотрудников музея на темы «Научный прогресс и мы», «Великие ученые», «Чудеса света».

Особое внимание в методической литературе уделяется игровым формам обучения. (См. соответствующие материалы семинара по игровым и проектным заданиям)

24. Методика использования фономатериалов и лингфонного практикума на уроке иностранного языка

В распоряжении учителя находятся различные материальные средства, призванные помогать ему в организации и проведении учебно-воспитательного процесса по ИЯ. Можно утверждать, что успех в обучении ИЯ во многом определяется умением учителя пользоваться ими с максимальной эффективностью.

К основным преимуществам использования ТСО в учебном процессе большинство методистов относят

1 – создание искусственной языковой среды через звучащую речь носителей языка, подкрепленную экстралингвистическим фоном;

2 – усиление наглядности обучения ИЯ (слуховая и зрительная наглядность, социокультурный компонент);

3 – расширение диапазона аудирования иноязычной речи, увеличение времени на изучение ИЯ (слушают/смотрят вне урока);

4 – введение элементов индивидуализации;

5 – введение новых форм занятий: видеоурок, лабораторные занятия, самостоятельная работа с ТСО;

6 - увеличение количества источников информации, обеспечение неизменности звучания и образцовости речи;

7 – создание возможности для оптимальной организации и управления самостоятельной работой учащихся над языком во время и вне урока.

Следует сразу предостеречь учителей ИЯ от использования ТСО без достаточной мотивированности, просто для украшения урока, придания ему «современности». ТСО являются вспомогательными средствами обучения, они должны помогать в проведении урока, а не украшать его. ТСО следует использовать в строго определенных случаях, только тогда, когда без них обойтись невозможно. А именно:

  1. Для дополнения учебной деятельности преподавателя в ходе многократного повторения речевых образцов, исполнения песен, демонстрации образцов диалогической и монологической речи носителей языка.
  2. Для полной или частичной замены преподавателя во время урока или при выполнении учащимися самостоятельной работы во внеурочное время (лабораторные работы, фонозал, лаборатория устной речи).
  3. Для интенсификации учебного процесса с целью повышения времени языковой и речевой практики каждого ученика.
  4. Для контроля языковых навыков и умений устной речи учащихся (лабораторные работы, запись речи учащихся на пленку).

В учебном процессе ТСО классифицируются по каналу поступления информации:

зрительные, слуховые, зрительно-слуховые.

Учебные материалы, демонстрируемые с помощью технических средств, можно разделить на три группы: (1) фотограммы (диафильмы, слайды, неозвученные фильмы), демонстрируются с помощью проекционной аппаратуры и направляют изучаемый материал только по визуальному каналу сенсорной системы учащихся; (2) фонограммы, предъявляются с помощью звукотехнической аппаратуры и направляют учебную речевую информацию только по слуховому каналу сенсорной системы учащегося; (3) видеофонограммы или учебные фильмы всех типов демонстрируются с помощью звукотехнических устройств и синхронно направляют как языковую, так и экстралингвистическую информацию по аудитивному и визуальному каналам сенсорной системы учащихся.

Сфера применения того или иного технического средства меняется в зависимости от цели и этапа обучения и от тех конкретных методических задач, которые решаются каждым самостоятельным фрагментом учебного процесса. Так при обучении фонетике и аудированию в любом случае решающую роль должна играть фонограмма, в то время как при обучении устной речи на первое место выйдут видеотехнологии.

Опыт применения слуховых технических средств в обучении иностранному языку позволяет выделить следующие методические принципы , отражающие закономерности успешного усвоения учебного материала:

1. Принцип опережающего слушания.

2. Принцип многократного повторения.

3. Принцип расчленения и паузирования речевого потока.

4. Принцип имитации речевого образца.

5. Принцип управления речевой деятельностью с помощью инструкции.

К слуховым ТСО относят три функциональных группы фономатериалов.

1. Фонограммы (Ф1 →), которые используются в чисто рецептивном плане. Они «отдают» информацию слушателю, не требуя от него немедленной реакции. Применяются с целью традиционного прослушивания отрывков диалогической и монологической речи. Некоторые учителя ошибочно считают, что без таких фонограмм можно обойтись. Однако, это не так.

Фонограмму можно неизменно повторять любое количество раз.

Можно записать текст, наложив его на музыку, что обеспечит эмоциональное воздействие на учащихся.

Фонограмму можно паузировать, не нарушая коммуникативной направленности материала (что важно для начального этапа обучения).

Фонограммы такого типа обучают учащихся устной речи опосредовано, благодаря внутренней речи. Внутренняя речь выполняет в данных условиях две функции:

1 - обеспечивает беззвучное повторение услышанного (в свернутой или развернутой форме), что является своеобразной тренировкой в говорении.

2 - выполняет коррегирующую и регулирующую функции, так как выступает в качестве обратной связи (ключ является образцом).

Большое значение эти материалы имеют для обучаемых «аудитивного типа».

Общая структура этой группы фонограмм несложная: кроме инструкции, в которой ставится цель и объясняется порядок аудирования, фонограмма имеет основную часть , то есть источник иноязычной информации. Специальные задачи к прослушиваемому материалу и наличие обратной связи не являются во всех случаях обязательными.

Таким образом, данная группа фономатериалов характеризуется тем, что обработка речевой информации происходит в чисто рецептивном плане, а ее использование осуществляется, как правило, в отсроченное время.

Фонограммы второго типа (Ф2↔) предполагают активную переработку учащимися прослушанной информации. Для проверки правильности речевых или учебных действий используется обратная связь. Фонограммы такого типа не только сообщают слушающему информацию, но и требуют от них ответа и обеспечивают проверку правильности ответа. Фонограмма содержит набор заданий, которые выполняются в паузах, а проверка осуществляется с помощью ключей разных типов.

Традиционно такая фонограмма состоит из инструкции, материала для прослушивания с заданиями, пауз для ответа и ключа для обратной связи. Иногда в структуру записи добавляется четвертый компонент – вторая пауза для повторения учащимися ключа. Наиболее полезной считается инструкция, которая «ведет» учащихся от одного этапа задания к другому, предостерегая от возможных ошибок, давая по ходу необходимые пояснения и комментарии на более низком уровне громкости, то есть сквозь звучание учебного материала.

Некоторые методисты считают такие задания чисто механической тренировкой, которая является малоэффективной так как не требует от учащихся активной мыслительной деятельности, а сводится только к повторению за образцом. Нет оснований переоценивать значение таких упражнений, однако их значение повышается, когда возникает необходимость самоконтроля результатов усвоения небольшого объема языкового и речевого материала. Монотонность и малоинформативность таких упражнений можно уменьшить за счет разнообразия традиционного ключа. Это может быть:

Повторение диктором правильного ответа,

Подсказка диктора, «наталкивающая» на правильный ответ (одно слово, словосочетание, грамматическая форма и т.д.),

Использование печатных материалов,

Использование рисунков, схем, картинок.

Не во всех случаях ключ является обязательным элементом фоноупражнения, так как чем более творческое задание, тем меньше предсказуемость ответа.

Важно так построить фоноупражнение, чтобы учащийся не только реагировал на реплики диктора, но и был инициативным речевым партнером.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1. Понятие сценарный урок иностранного языка

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей средних школ, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся.

Положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Причем творческий подход характерен для каждого учителя, если он проявляет выдумку и изобретательность, вовлекает каждого учаще­гося в организацию и проведение урока, делает учеников своими соавторами в конструировании уроков. В этом случае есть уверенность, что учитель добьется значительных успехов в повыше­нии эффективности урока.

В методике известны различные типы уроков. Они используются в зависимости от темы, места данного урока в учебном процессе, определены замыслом учителя и т.д. Условно все уроки можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Именно нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, реализации возможностей каждого учащегося.

На таких уроках воплощается в общем деле творчество учащихся и творчество учителя. Уроки такого типа дают учителю достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся, однако оценки на таких уроках не выставляются, что дает положительные результаты, т.к. учащиеся не чувствуют боязни за сделанные ошибки.

1. Начинать работу с большой предварительной подготовки: готовится оборудование урока, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы.

2. Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку и проведения урока.

3. Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса.

4. При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.

По структуре нетрадиционный урок может не содержать обычных блоков и этапов, а представляет собой целостный сценарий по теме. Такие уроки – это всегда уроки развития неподготовленной речи.

Перед написанием сценария нестандартного урока следует подготовить методическое обоснование. Вот некоторые рекомендации по написанию методического обоснования нестандартного урока:

1. Обоснуйте, почему именно данный вид нестандартного урока вы выбираете для проведения в данном классе, по данной теме, на данном этапе (опишите психологические и возрастные особенности учащихся, уровень их языковой подготовки, интерес к данной форме работы и т.п.).

2. Основательно изучите сами выбранную форму нестандартного урока и ознакомьте с ней учащихся класса (укажите, как выбудете это делать).

3. Продумайте цели и задачи данного урока (он должен являться логическим завершением той или иной темы).

4. Определите основные этапы подготовки нестандартного урока и продумайте, как будут распределяться роли среди учащихся класса, что будет делать каждый и какова позиция учителя на каждом из этапов (консультант, информатор, лидер, помощник, сотрудник, рефери, т.д.).

5. Подберите задания и упражнения для каждого этапа и продумайте необходимое время на подготовку.

6. Продумайте условия для индивидуального раскрытия каждого участника данного урока.

7. Подготовьте сценарий урока, в котором подробно распишите, что вы ожидаете от каждого ученика.

8. Укажите время презентации нестандартного урока, пригласите коллег.

9. Оговорите, как будет проходить обсуждение результатов проведения урока.

2. Дидактические возможности нетрадиционных уроков

Сценарные уроки не требуют изменения программы, они являются логическим завершением той или иной темы. Но положительный результат достигается только лишь в том случае, если есть система в работе учителя, если есть желание побуждать учащихся готовиться к этим урокам так, чтобы это приносило им радость и удовлетворение. Подобные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность перед всей группой не подвести, не отстать от одноклассников.

Уроки подобного типа могут создаваться коллективно, т.е. всеми учителями, работающими в школе. Разрабатывается модель и сценарий каждого урока. Затем уроки проводятся одним из учителей. При проведении и подготовке урока проявляется искусство учителя. Главное в таком деле не опыт, а оригинальный подход и нестандартный образ мысли.

Нетрадиционные уроки позволяют:

■ формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме;

■ объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы;

■ реализовывать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;

■ активизировать познавательную деятельность учащихся;

■ повышать качество усвоения изучаемого материала;

■ создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;

■ выявлять способности каждого;

■ улучшать контакт учителя с учащимися;

■ формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;

■ учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;

■ повышать интерес учащихся к предмету «иностранный язык».

3. Наиболее распространенные формы нестандартных уроков и методика их организации и проведения

Рассмотрим более подробно некоторые наиболее часто применяемые в школе формы нестандартных уроков.

Интересен по своей структуре урок-диспут (его часто называют дебаты).

В нашем обществе силе слова зачастую уделяется недостаточное внимание. Умение выражать себя принимается как должное, и считается, что при хорошем владении грамматикой и богатом справочном запасе человек способен к образованной речи. Школьные программы нередко не содержат ориентации на сознательное становление устного высказывания.

Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и контраргументы с тем, чтобы попытаться убедить выступающего в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Таким образом, изучение методов ведения дискуссии предоставляет изучающим отличную возможность поднять свое умение говорить и общаться на гораздо более высоком уровне.



Дебаты развивают умение логически и критически мыслить; умение организовывать свои мысли; владение устной речью; риторические умения; уверенность в собственных силах; способность работать в группе; способность сосредотачиваться на сути проблемы; умение держаться на публике.

Ведение дебатов на иностранном языке оказывает неоценимую помощь в следующем: устной практике, сознательном использовании иностранного языка в практических целях; преодолении комплексов. В целом, умение вести дебаты способствует развитию навыков необходимых для того, чтобы учащиеся были в состоянии эффективно общаться.

Одним из наиболее важных навыков, формируемых в результате ведения дебатов, является способность мыслить критически. Научась этому умственному процессу, люди будут способны к: 1) анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и умению поставить себя на место других людей; 2) осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситуацию; 3) осознанию границ своих познаний и склонности к предубеждению; 4) общению и справедливому отношению к людям, выражающим непопулярные идеи или убеждения; 5) мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы и поиска оптимального решения; 6) умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить мысли в новое русло; 7) развивать навыки наблюдения и умения делать выводы.

Количество участников дебатов может варьироваться от 2-х до 4-х групп. В спорах некоторых видов участники могут лишь делать выступления, в то время как в других им предоставляется еще и возможность задавать вопросы.

Следующие правила были приняты по ведению дебатов: Участники: 1. Хронометрист - регистрирует время, затраченное каждым участником. Делает устное предупреждение за 30 секунд до истечения времени и дает сигнал необходимости заканчивать выступление. Сообщает сколько времени затрачено на выступление. 2. Судья - делает заключение о том, какая команда одержала победу. Судья приводит мотивы принятого им решения, помогая, тем самым, участникам подготовиться к следующим дебатам. 3. Команды, состоящие, как правило, из 4- 5 участников. Команда, выступающая в защиту темы называется «утверждающей», оспаривающая ее - «отрицающей».

Памятка «Как преодолеть неуверенность»:

1. Нервозность естественна. Внешняя нервозность не приведет к потере очков.

2.Ваши товарищи вас поддержат, т.к. для многих из них эта речь тоже первая.

3. Вы должны быть хорошо подготовлены: подготовьте хорошую речь, при подготовке репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.

4. Перед тем как говорить, глубоко вздохните и установите зрительный контакт.

5. Вы должны выглядеть уверенным, даже если и не ощущаете уверенности.

6. Говорите медленно, четко, не торопитесь, делайте паузы там, где нужно.

7. Если необходимо, повторите отдельную мысль, но никогда не начинайте свою речь сначала.

8. Постарайтесь держать всю аудиторию в поле зрения.

9. Используйте жесты для придания вашим аргументам большей силы.

Участники дискуссии должны уметь правильно использовать: повествование; описание; пояснение с помощью примеров; сравнение или противопоставление; выводить причину и следствие; давать определения; умело пользоваться аргументацией. Последние два направления (т.е. определение и аргументация) особенно важны с точки зрения участника диспута. При обучении ведению дискуссии следует помнить о следующих понятиях риторики: определение (ключевые понятия/термины должны сопровождаться определениями с тем, чтобы их значения были понятны всем участника).

Типы определения:

Логическое определение (краткое, ясное, объективное);

Образное определение (обычно основанное на метафоре);

Расширенное определение (детальное, длительное).

Определения могут даваться: 1) перечислением характеристик вещей; 2) перечислением их компонентов; 3) путем противо­поставления или сравнения; 4) предоставлением примеров; 5) указанием их цели; 6) комбинацией перечисленных способов. Определния необходимы для разъяснения заявлений или утверждений. Сами по себе заявления не имеют смысла. Для их обоснования необходимы аргументы. Однако аргументы также нуждаются в подкреплении их с помощью доказательств.

Аргументы могут вытекать из определения; происходить из связи между причиной и следствием; порождаться ситуацией или обстоятельствами; основываться на аналогии; исходить из принципа «тем более» (если человечество смогло послать человека в космос, то оно должно быть в состоянии накормить всех нуждающихся); основываться на доказательствах.

Способы развития аргументации:

Индукция (использование фактов и доказательств для выведения общего заключения);

Дедукция (движение от общего к частному, использование силлогизмов).

Школьников необходимо обучать подготовке к ведению дискуссии. Следующие исследовательские навыки представляются крайне необходимыми: 1) работа в библиотеке и с интернет источниками; 2) использование справочников, газет, журналов и периодических изданий; 3) анализ цели; 4) подход к теме с различных точек зрения; 5) ведение записей; 6) правильное документирование.

Вот описание возможной последовательности действий на начальном этапе подготовки дискуссии:

1. «Значение слова» - коммуникативная игра, способствующая росту осознания роли речи. Например, часть группы видит картинку, спрятанную от других, и пересказывает ее содержание своим товарищам, которые воспроизводят рассказ на бумаге. Описывающие картинку не видят, что рисуется с их слов.

2. Демонстрация модели диспута в видеозаписи.

3. Школьники делают заключение и учитель объясняет правила.

4. Анализ роли выступающих.

5. Определения.

6. Пути развития аргументации.

7. Аспекты судейской деятельности.

8. Развитие ораторских навыков устной речи (артикуляция, голосовые модуляции, использование мимики и жестов и т.д.).

9. Практика выступления на публике с сообщением по теме.

10. «Мозговой штурм».

11. Исследовательская работа.

12. Классификация и отбор доказательств.

13. Написание текста выступления.

14. Практика судейских заключений.

15. Подготовка к состязанию.

Дискуссия готовится всем ходом предшествующей работы по теме, отдельные приемы отрабатываются на уроках темы. Ученикам должна быть понятна форма сценарного урока, который вы планируете проводить.

Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память. Предварительно нужно ввести следующие слова с дефиницией: puzzle - головоломка. Она может создаваться с помощью цифр, букв, рисунков или того и другого вместе. Chainword - чайнворд (цепочка слов). В чайнворде последняя буква предыдущего слова является первой буквой после­дующего. Слова, которые нужно вставить в чайнворд, зашифровываются рисунками, ребусами или ключевыми предложениями. Crossword - кроссворд (пересечение слов). Слова зашифрованы так же, как в чайнворде. Кроссворды нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.

Rebus -ребус или рисованные загадка. В ребусе искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, нот и других знаков.

Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, – интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчают обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.

На уроках нужно использовать как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка, так и игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом. Чаще всего используются аналоги телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д.

Область их применения - преимущественно повторение определенных тем. Соревнование состоит из нескольких конкурсов-этапов. Заключительный этап - подведение итогов.

Ролевая игра является учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе. Она легко вписывается в урок и доставляет учащимся неподдельное удовольствие.

Задачи, решаемые с помощью ролевой игры:

1. усвоение и закрепление нового материала;

2. развитие творческих способностей;

3. формирование общеучебных умений;

4. развитие коллективных форм общения;

5. повышение мотивации.

Виды и свойства ролевых игр.

Ролевая (деловая в старших классах) игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную познавательную активность школьников.

Роль, даваемая ученику должна учитывать учебные задачи урока, а также индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Функции ролевой игры:

Обучающая (способствует развитию речевых навыков и умений);

Мотивационно-побудительная (вызывает потребность в общении на иностранном языке);

Воспитательная (создаются условия для воспитания дисциплины, взаимопомощи, активности, самостоятельности, умения отстоять свою точку зрения, проявления инициативы);

Ориентирующая (ориентирует на планирование собственного речевого поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других);

Компенсаторная (реализует стремление детей к общению, даже при недостатке языковых средств).

Позиция учителя при проведении ролевой игры.

1. Руководитель – сценарист, режиссер.

2. Участник – партнер учеников по игре.

3. Наблюдатель – контролер за ходом игры.

4. «Отсутствующий».

Дидактические возможности ролевой игры:

– создается благоприятный психологический климат на уроке;

– учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, т.к. любая игра имеет высокую мотивацию;

– урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

– в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует навыки и умения, на основе полученных знаний;

– послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательные моменты: высокая трудоемкость подготовки для учителя;

учитель должен быть хорошим сценаристом, режиссером и актером, иначе ему будет трудно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;некоторая неопределенность и непредсказуемость результатов; возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

Урок-экскурсия (путешествие) может проводиться различным образом. Для того, чтобы этот урок действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением такого урока учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив задание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, т.е. в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы (желательно, чтобы они тематически были связаны с самой экскурсией). Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, является участником путешествия и может на следующей остановке отвечать на последующий вопрос. Побеждает тот, кто успешно отвечает на все вопросы.

Урок-показ мод используется для закрепления лексики по теме одежда. Учитель заранее с группой учащихся составляет план урока, распределяя роли. Также необходимо подготовить ведущих (они же могут выступать в роли модельеров или модельеров-консультантов), которые расскажут о новейших направлениях моды. На урок следует принести журналы мод, с которыми учащиеся смогут ознакомиться. Вероятно, у них возникнут вопросы к модельерам. Вопросы не должны оставаться без ответов. Также, такой урок могут провести старшеклассники для учащихся средней ступени: побеседовать с ними об умении красиво одеваться, причесываться, правильно использовать косметику, продемонстрировать красивую одежду. Сейчас многие девочки мечтают о профессии манекенщицы, поэтому такой урок пройдет достаточно интересно в любой школе.

Урок-телемост обычно проводится для старшеклассников по определенной теме. Класс делится на две группы. Данному уроку предшествует большая подготовка, т.к. учащимся приходится обсуждать не только пройденную тему, но задействовать и дополнительный материал. Такой урок расширяет и углубляет знания учащихся по определенной теме.

Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны. Проводится урок следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у «покупателей» есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже.

Урок пресс-конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или для обсуждения какой-то интересной проблемы. Он готовится заранее. На пресс-конференции присутствуют «ученые» из разных стран, или «музыканты» известных групп, или «известные спортсмены» и т.д. Остальные учащиеся «журналисты». Они имеют бэджи и представляют определенные газеты. Журналисты заранее готовят вопросы, на которые хотят получить ответы по данной теме. Вопросы могут быть поставлены и в ходе пресс-конференции, но учитель должен быть уверен, что все журналисты будут участвовать в опросе. Некоторые вопросы можно подавать и в письменном виде.

Урок-квиз или урок-конкурс проводится после изучения какой-то темы или после изучения какого-то раздела этой темы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее ответит на все поставленные вопросы.

Учащиеся, сталкиваясь с наиболее сложными случаями употребления грамматических сочетаний в литературе и разговорной речи, часто путают одно сочетание с другим. Многократ­ное прослушивание и воспроизведение рифмовок помогает легче: запомнить изучаемые речевые модели, облегчает в дальнейшем их употребление в речи, способствует выработке устойчивого и безошибочного навыка их использования в адекватных речевых ситуациях. Необходимо, чтобы все рифмовки были оформлены на карточках и имелись в наличии у учащихся, чтобы, в случае ошибок, они могли их повторять. Подобные уроки можно проводить с любым грамматическим материалом.

Урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-беседа - похожи по структуре. Учитель выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявляется тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно бы было подготовить. Тему необходимо выбрать актуальную, чтобы ее обсуждение вызывало желание у учащихся говорить. По ходу проведения урока у учащихся возникнут свои вопросы, которые им бы хотелось обсудить с одноклассниками. Такую инициативу нужно поощрять. Тем не менее, необходимо раздать определенный материал некоторым учащимся класса, т.к. такой урок требует тщательной подготовки и не стоит рассчитывать на то, что все этапы урока пройдут спонтанно. Заранее можно подготовить не самых сильных учеников, т.к. для них это будет шанс проявить себя и такой подход даст возможность кому-то из них поверить в свои силы.

Урок-анализ и урок-проблема имеют сходную структуру. Для урока-анализа выбирается актуальная ситуация и анализируется с учащимися. Тема непременно должна интересовать всех и вызывать желание не только говорить, но и действительно анализировать ситуацию.

Урок-поэзии необходим для учащихся средних школ, т.к. он дает возможность познакомить их с прекрасными стихами авторов той страны, чей язык они изучают. На обычном уроке заниматься стихами не представляется возможности, поэтому это можно успешно сделать на нетрадиционном уроке. Многие учащиеся сами пишут стихи; их необходимо привлечь к переводу стихов того автора, о каком пойдет речь на уроке.

Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, исполь-зуются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе ко? торых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим.

Урок-исследование - это урок, на котором учащиеся могут исследовать себя и найти ответы на какие-то важные вопросы.. Им предлагаются какие-либо тесты (на иностранном языке) психологического или познавательного характера, которые они выполняют во время урока. В конце выполнения обязательно дается ключ. Результаты исследования обсуждаются в конце урока.

В настоящее время весьма актуальной специальностью является профессия юриста. Обычно школьники в юридических классах занимаются по тематике углубленного обучения. Им редко предлагается профессионально-ориентированная лексика. Уроки типа урока-расследования являются своеобразной профессиональной ориентацией на будущую профессию. Но такой урок может быть проведен и в обычной школе, т.к. к подобным про­блемам проявляют интерес многие школьники.

Это далеко не полный перечень форм сценарных уроков. Проявляя заинтересованность и творчество, вы сможете подготовить и провести много разных форм нетрадиционных уроков.

Учебно-методическое обеспечение: Click On 2, Virginia Evans – Neil O’Sullivan

Время реализации занятия: 45 минут

  1. Cреда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word;
  2. Презентация: 30 слайдов (Power Point, Microsoft Word)
  3. Структура презентации:
Структурные элементы Временная реализация № кадра
1 Организационный момент 1 минута №1
2 Постановка цели урока 2 минуты №2, №3
3 Повторение лексики по теме. 2 минуты №4
4 Аудирование. 5 минут №5
5 Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы. Просмотр слайдов с видами парков. 10 минут №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11. №12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27
6 Обсуждение, выражение своего мнения о парках. 10 минут №28, №29
7 Диалог-расспрос о посещении парков учащимися. 10 минут №3
8 Рефлексия. 3 минуты №3
9 Домашнее задание. 2 минуты №30
  1. Титульный лист.
  2. Тема урока.
  3. Задачи урока.
  4. Что это?
  5. Тематические парки: Леголэнд, Диснейлэнд, Парк Астерикс.
  6. Парк Леголэнд.
  7. Виды парка: Святой Георгий и дракон.
  8. Виды парка: метро.
  9. Виды парка: Трио.
  10. Виды парка: Мой Город.
  11. Виды парка: Биг Бэн.
  12. Виды парка: страна Минилэнд.
  13. Парк Астерикс.
  14. Персонаж мультфильма Астерикс.
  15. Виды парка: аттракцион Зевса.
  16. Виды парка: галльская деревня.
  17. Виды парка: американские горки.
  18. Виды парка: комната страха Трансдемониум.
  19. Виды парка: улица.
  20. Парк Диснейлэнд в Париже.
  21. Виды парка: замок Спящей красавицы.
  22. Виды парка: аттракцион “Космическая миссия”.
  23. Виды парка: аттракцион “Путешествие по киностудии”.
  24. Виды парка: аттракцион “Пираты Карибского моря”.
  25. Виды парка: аттракцион “ Шоу трюков”
  26. Виды парка: Пещера Дракона.
  27. Персонаж мультфильма Минни-Маус.
  28. Информация о тематических парках.
  29. Как выразить свое мнение: речевые образцы.
  30. Если вы хотите узнать больше о тематических парках, посетите сайты:

www.themeparkreview.com/europe2005/

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем и т.д.);
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  3. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

Задачи занятия:

Образовательные – познакомить учащихся с различными тематическими парками, учить высказывать свое мнение по предложенной теме.

Развивающие – развивать умение анализировать текст, отбирать нужную информацию.

Воспитательные – формировать коммуникативные умения, воспитывать уважение к мнению другого человека.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор.

План урока:

Части-блоки урока Время реализации
1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих 1 минута
2. Постановка цели урока, мотивация, актуализация знаний учащихся. 2 минуты
2 минуты
4. Аудирование. 5 минут
5. Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы. Просмотр слайдов с видами парков. 10 минут
6. Обсуждение, выражение своего мнения о парках. 10 минут
10 минут
8. Рефлексия. 3 минуты
9. Домашнее задание. 2 минуты

Ход занятия:

Время Ход урока Примечания
1 минута 1. Организационная часть:

Good afternoon! I’m glad to see you!

Who’s absent today? What date is it today?

Слайд №1
3 минуты 2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.

Do you like holidays? What do you usually do when on holiday? (Ss answers)

Have you ever been abroad? Have you ever gone hiking? (Ss answers)

Look at the picture! What are we going to talk about today? (Ss answers)

Today we are going to visit three theme parks abroad. Their names are: Legoland, Disneyland Paris and Asterix Park. By the end of the lesson you should give your opinion about these theme parks and tell if you had ever been to a theme or an amusement park.

Слайд№2

Ученики отвечают, что они обычно делают в каникулы, где они бывали.

По фотографии на слайде пробуют догадаться, какая тема урока.

Учитель ставит цель урока.

1 минута 3. Повторение лексики по теме.

Look at the pictures and say what we can see at a theme park.

(Famous cartoon characters, rollercoasters, a castle, live shows and attractions)

Слайд №4
5 минут 4. Аудирование.

There is so much to do and see at the parks. Listen and decide if the sentences are true or false.

(Ученики отмечают предложения буквами Т (верно) и F (неверно).

Слайд №5

Документ Word (рабочий лист)

10 минут 5. Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы.

Would you like to know more about these parks? Read the text on page 31, fill in the table the information about them. Write down your opinion about these parks. After that you can look through the slides with the pictures of the parks.

(Ученики открывают рабочий лист. Читая текст в учебнике, заполняют таблицу.

Затем просматривают виды парков.)

Compare your answers with the table! Talk about each theme park.

(Ученики сравнивают свои ответы с таблицей и рассказывают о парках.)

Слайд №5
10 минут 6. Обсуждение, выражение своего мнения о парках.

Tastes differ. I want you to give your opinion about these theme parks. Use the different expressions given in the list.

Слайд №7.

Ученики выражают свое мнение о парках, используя выражения из списка.

10 минут 7. Диалог-расспрос о посещении парков учащимися.

Have you ever been to a theme park or to an amusement park?

Ask your partner. Answer his/her questions.

Cлайд №3.

Ученики в парах расспрашивают друг друга о посещении парков развлечений.

3 минуты 8. Рефлексия.

1) Have you found out anything new at the lesson?

2) Which activities were the most interesting for you?

3) Which activities were boring?

2 минуты 9. Домашнее задание.

If you want to know more about these theme park, visit the sites.

Your hometask is: to prepare a talk about the theme park you have ever visited or about the park you have got acquainted with today. Use the information on p.32 in the student’s book.

Слайд №30.

Схема взаимосвязи кадров презентации.

1. Listen and decide if the sentences are true (T) or false (F).

a) At Legoland there is something for all the family.
b) At Asterix Park you can travel back in time through ten centuries.
c) You can try a fantastic Dragon Ride at Disneyland Paris.

2. Read the text. Fill in the table the information about the theme parks:

3. Write your own opinion about these parks.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

словообразования;

Развивающие:

логическое мышление;

Развивать языковую догадку;

Воспитательная:

Ориентировать детей на уважительное отношение к разным профессиям, уважать труд свой и своих родителей;

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план открытого урока по английскому языку по теме: « Professions»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

Сценарный план открытого урока

по английскому языку

по теме: « Professions »

Э.Ш. Перегудова и др.

Изд-во: «Просвещение» г. Москва

Учитель английского языка

Гордиенко Ирина Валерьевна

Курск-2016г.

Сценарный план урока по английскому языку по теме « Professions »,

6 класс

Цель урока: развитие способности к синтезу и анализу материала по

заданной теме.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы образовательного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Задачи урока:

Образовательные:

Знакомить обучающихся с основными стратегиями

словообразования;

Расширить объем лексики по теме «Профессии»;

Формировать лексические навыки говорения;

Развивать навыки диалогической речи;

специальной информации и общего понимания.

Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление, воображение,

логическое мышление;

Развивать языковую догадку;

Учить анализировать, обобщать, группировать.

Воспитательная:

Ориентировать детей на уважительное отношение к разным
профессиям, уважать труд свой и своих родителей;

Развивать у учащихся интерес к языку.

Планируемые результаты:

Обучающиеся:

Актуализируют в речи лексику по теме «Профессии», глаголы

в Present Simple, в 3 л. ед.числе, формы глагола to be;

Тренируют общие и специальные вопросы в Present Simple

(What does he do? What is he? What is his job? Does he like his
job? Where does he work?) в диалогической речи;

Знакомятся с наиболее типичными суффиксами для
образования профессий, увлечений, занятий по теме
«Словообразование»: er, or, ist, ian;

Продолжают совершенствовать навыки неподготовленной
речи;

Проявляют инициативу и творческие способности;

Смогут использовать приобретенные навыки в повседневной
жизни, в процессе общения.

Универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Логические

Использовать коммуникативные,

прежде всего речевые,

средства для решения коммуникативной

Строить понятные для

партнера высказывани;

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопощь при работе в парах;

Стремиться к координации позиций при работе в парах.

Формировать

учебно-познавательный

интерес к новому

учебному материалу,

мотивацию к

изучению иностранного

языка, положительное отношение к

уроку иностранного языка;

Развивать способность к самопроверке;

Проявлять инициативу и

самостоятельность.

Осуществлять поиск и

выделение необходимой информации,

Уметь структурировать знания;

Развивать смысловое чтение;

Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Расширение общего лингвистического кругозора школьников;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты и явления, строить логические рассуждения;

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе таблиц.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

Планировать свои

действия для реализации задач;

Принимать

и сохранять учебную задачу;

Уметь адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;

Регулировать свое поведение в соответствии с признанными моральными нормами.

Развивать умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, группировать.

Развивать память, внимание, мышление.

Педагогические технологии:

Технология коммуникативного обучения иноязычной
культуре;

ИКТ – технологии;

Технология сотрудничества;

Личностно - ориентированное обучение;

Элементы здоровьесберегающих технологий.

Оборудование, технические средства:

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
раздаточный материал (индивидуальные листы с
заданиями для работы в парах), запись песни

«When I was a soldier»;

Тексты для аудирования;

Картинки по теме: «Профессия», «смайлики», таблицы
для этапа рефлексии.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Литература:

1. УМК «Английский язык. 6 класс»/ В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. – М.:Просвещение.

2. УМК «New opportunities», Elementary /Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska и др.- Pearson Longman.

Этапы урока,

формы работы.

Продолжительность

УУД, формирующиеся на данном этапе.

Основные виды учебной деятельности

I. Этап мотивации учебной деятельности

1. Оргмомент

Т. Good morning, boys and girls!

I am glad to see you.

Личностные : адекватная мотивация учебной деятельности; формирование мотивации к изучению иностранного языка; формирование положительного отношения к уроку иностранного языка.

Восприятие на слух приветствия, речи учителя и одноклассников, ответы согласно ситуации общения.

2. Речевая разминка. Интерактивные формы работы с учащимися

Т. You go to school and it is your job, isn’t it?

What do you do at school? (учащиеся по цепочке отвечают на вопрос)

Примерные ответы:

I do projects, do the sums and calculate.

I learn poems, study Maths.

I write dictations and read interesting books.

Регулятивные : самооценка готовности к уроку.

Тренировать глаголы в Present Simple.

3. Эмоциональная рефлексия учебной деятельности в начале урока

Т. Are your in a good mood?

What smile do you choose?

Red, green, yellow? – Ok. Nice.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выбирают «смайлики», соответствующие их настроению.

4. Ознакомление с темой урока, сообщение целей урока.

(работа с классом)

Т. Look at the spidergram. Guess the word that unites the words around. Pictures can help you. Right you are, it is «jobs». Is it interesting for you? Yes. So we are going to build, practice and learn many words about different professions and jobs and speak, read about them.

Регулятивные : определение цели учебной деятельности с помощью учителя; планирование своих действий для реализации задач; принятие и сохранение учебной задачи. (целеполагание)

Учащиеся угадывают самостоятельно слова и определяют тему.

5. Фонетическая зарядка (хоровое проговаривание)

Прочтение стихотворения:

«A sailor went to sea, sea, sea

To see what he could see, see, see.

And all that he could see, see, see

Was the blue, blue sea, sea, sea!»

Восприятие на слух рифмовки, повторение ее с английской интонацией, соблюдением ритма и правильным произношением.

II. Этап актуализации опорных знаний и фиксации затруднений в деятельности

1. Аудирование диалогов с целью извлечения специальной информации (индивидуальная работа)

Т. Open your students books,

ex 1, p 116. Listen to the dialogues. What do the children’s parents do? Find out the meaning of the highlighted words.

Познавательные : выявление необходимой информации, умение структурировать знания.

Личностные

Регулятивные : умение адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Воспринимать на слух и зрительно содержание текстов с некоторыми новыми словами и речевыми конструкциями. Понимать содержание и извлекать необходимую информацию.

2. Самопроверка.

(парная работа)

What have you learnt about Bill’s and Molly’s parents worк? (выполнение упр.2 стр.116)

Логические : развивать память, внимание.

Работать с таблицей, зачитывать сообщения, соблюдать нормы произношения, ударения, интонации.

3. Задание к диалогам. (выделение новых речевых структур)

Т. Какие вопросы задают в диалогах? Read them out:

What does he do?

Where does he work?

Does he like his job?

Тренировать вопросительные предложения и отработать активные речевые конструкции.

Общие и специальные вопросы:

What’s your father’s job?

What does your father do?

What is your father?

4. Контроль домашнего задания. Лексическое упражнение (фронт. работа)

Т. People have different jobs and work in different places.

(у.2, стр117)

Активизация нового лексического материала по теме: «Профессии», читать вслух слова с соблюдением норм произношения и ударения. Соотносить звуковой и буквенный состав слова.

III. Этап введения нового материала («открытие» обучающими нового знания)

1. Введение нового материала «Словообразование» в форме презентации

Learning strategies

1) to design + er = designer

2) piano + ist = pianist

3) fire + man = fireman

4) life + guard = lifeguard

Познавательные : умения анализировать, группировать явления, строить логические рассуждения.

Учащиеся самостоятельно определяют наиболее типичные суффиксы при образовании профессий, занятий, увлечений: er, or, ist, ian, сложение других слов. Их выводы сопровождаются визуальной поддержкой.

IV. Этап построения проекта

1. Диалогическая речь по образцу (парная работа)

Т. Ask each other questions about your parents’ jobs.

Познавательные : умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме с опорой. Взаимодействие с собеседником. Развитие воображения.

Коммуникативные : оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных ситуаций, использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. Осуществлять взаимопомощь.

Вести диалог, адекватно отвечать на вопросы. Разыгрывать диалоги с опорой на образец. Уметь задавать общие и специальные вопросы и уметь отвечать на них. Воспроизводить и употреблять в речи изучаемые лексические единицы.

2. Пауза в учебной деятельности (прочтение хором, выполнение действий)

This is my house

This is the door

The windows are clean

And so is the flour

This is my chimney

As high as can be

The smoke goes out

Tongue twister: she sells sea shells

On the sea shore

Выразительно воспроизводить фонетические стихотворения, соблюдая произношение, ударение, ритм. Выполнять физические упражнения.

3. Чтение с целью извлечения основной и специальной информации. (работа в парах)

Учащиеся получают листы с текстом и заданием: заполнить таблицу о сфере деятельности героя, соответствующей профессии и указать суффикс, используемый в каждом конкретном слове.

(см. приложение № 1)

Read the texts about Leonardo Da Vinci, Michael Lomonosov,Winston Churchill and fill in the charts. Find the words for the jobs. What do we call the people who work in these areas, write the suffixes.

Коммуникативные : участие в парной работе, планирование своей работы, осуществление взаимопомощи, взаимоконтроля.

Познавательные : умение сопоставлять и отбирать информацию из текста, анализировать, группировать факты, строить логические рассуждения, развитие смыслового чтения, выделять главные факты, опуская второстепенные; расширение общего лингвистического кругозора школьников.

Регулятивные : умение ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.

Личностные : формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Работать в парах и извлекать из текста необходимую информацию. Сравнивать и анализировать информацию. Работать с таблицей. Применять изученные правила словообразования. Орфографически корректно писать слова с опорой на текст. Использовать языковую догадку.

V. Этап проверки реализации построенного проекта

    Проверка проектов (таблицы)

Индивидуальный проект «Робототехника»

Учащиеся зачитывают выделенную информацию. Учитель собирает выполненные задания (таблицы) и выставляет оценки.

Личностные : умение развивать способность к самопроверке.

Логические : развивать память, внимание.

Познавательные : умение структурировать знания.

Закрепить изученный грамматический и лексический материал.

2. Музыкальная пауза

I think it is high time to relax.

Sing a good song.

«When I was a soldier»

Воспринимать на слух общее содержание песни, улавливать ее мелодию, подпевать.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подведение итогов:

1.Игра: «Запоминание лексики по кругу»

(по принципу «snow ball»)

Учащиеся образуют группы из 4-х человек.

P1: I am a banker

P2: He is a banker, I am a farmer.

P3: He is a banker. She is a farmer. I am an accountant. Затем группы 2,3;

профессии не повторять.

Обобщение изученного лексического материала. В высказываниях использовать тренируемые лексические единицы, употреблять глагол to be в Present Simple.

2.Эмоциональная рефлексия

(в конце урока)

Are you in a good mood at the end of the lesson?

What smile do you choose?

Red, green, yellow?

What have we done at the lesson?

Учащиеся вспоминают этапы урока. Учитель рисует лучи.

Звучит песня «Here comes the sun» группы Beatles

Регулятивные : умение контролировать свою деятельность по результатам, умение адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выбирают «смайлики», соответствующие их настроению на конец урока. Осваивать формы личностной рефлексии.

3.Рефлексия

Заполнить карты рефлексии (приложение № 2)

Which exercise do you find interesting, boring, difficult, easy.

What have you learnt at the lesson?

Личностные : умение развивать способность оценки своих действий, проявлять инициативу и самостоятельность.

Учащиеся заполняют таблицу и высказывают свое мнение о выполненных упражнениях и отвечают на вопросы учителя.

4.Домашнее задание

Выполнить у 4, стр118 (my parents’ jobs) по образцу письменно;

АВ у1,2 стр102

Учащиеся записывают домашнее задание.

5.Окончание урока

Thank you for your work

Your marks are…



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»