Марксизм теория общественно экономических формаций кратко. Восток и запад как различные типы цивилизационного развития

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Впервые понятие общественно-экономической формации определил К. Маркс. Оно основывается на материалистическом понимании истории. Развитие человеческого общества рассматривается как неизменный и закономерный процесс смены формаций. При этом всего их выделяется пять. Основу каждой из них составляет определенный возникающие в процессе производства и в ходе распределения материальных благ, их обмена и потребления, формируют экономический базис, который в свою очередь определяет юридическую и политическую надстройку, структуру общества, быта, семьи и так далее.

Возникновение и развитие формаций осуществляется по особым экономическим законам, которые действуют вплоть до перехода на следующий этап развития. Одним из них является закон соответствия отношений производства уровню и характеру развития производительных сил. Любая формация в своем развитии проходит определенные этапы. На последнем происходит конфликт и и возникает необходимость в смене старого способа производства на новый и, как результат, одна формация, более прогрессивная, сменяет другую.

Так что же такое общественно-экономическая формация?

Это сложившийся исторически тип общества, в основе развития которого находится определенный способ производства. Любая формация - определенная специфическая ступень человеческого общества.

Какие общественно-экономические формации выделяются сторонниками этой теории развития государства и общества?

Исторически первой формацией является первобытнообщинная. Тип производства определялся сложившимися отношениями в родоплеменной общине, распределением труда между ее членами.

В результате развития между народами возникает рабовладельческая общественно-экономическая формация. Расширяется масштаб общения. Появляются такие понятия, как цивилизация и варварство. Для этого периода характерно множества войн, при которых в качестве прибавочного продукта изымалась военная добыча и дань, появлялась бесплатная рабочая сила в виде рабов.

Третьим этапом развития является возникновение феодальной формации. В это время происходили массовые переселения на новые земли крестьян, постоянные войны за подданных и землю между феодалами. Целостность экономических единиц должна была обеспечиваться военной силой, и роль феодала заключалась в сохранении их неприкосновенности. Война становилась одним из условий производства.

В качестве четвертого этапа развития государства и общества сторонники выделяют капиталистическую формацию. Это последняя стадия, которая основана на эксплуатации людей. Происходит развитие средств производства, появляются фабрики и заводы. Повышается роль международного рынка.

Последняя общественно-экономическая формация - коммунистическая, которая в своем развитии проходит социализм и коммунизм. При этом выделяется два вида социализма - построенный в основном и развитой.

Теория общественно-экономических формаций возникла в связи с необходимостью научного обоснования неуклонного движения всех стран мира к коммунизму, неизбежности перехода в эту формацию из капитализма.

Формационная теория имеет ряд недостатков. Так, она учитывает лишь экономический фактор развития государств, который имеет большое значение, но не является в полной мере определяющим. Кроме того, противники теории указывают на то, что ни в одной из стран общественно-экономическая формация в чистом виде не существует.

В теории общественно-экономических формаций К. Маркс и Ф. Энгельс выделили из всего кажущегося хаоса общественных отношений отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические, производственные отношения в качестве первичных. В связи с этим выяснились два чрезвычайно важных обстоятельства.

Во-первых, оказалось, что в каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и являются базисом, фундаментом остальных общественных отношений и социального организма в целом.

Во-вторых, обнаружилось, что экономические отношения в истории человечества существовали в не скольких основных типах: первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Поэтому некоторые конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собор (например, афинское, римское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческий), если они в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип экономических отношений.

В результате, все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким основным типам, получившим название общественно-экономических формаций (ОЭФ). В фундаменте каждой ОЭФ лежат определенные производительные силы – орудия и предметы труда плюс люди, которые приводят их в действие. В нашей философской литературе в течение десятилетий под фундаментом ОЭФ понимался экономической способ производства в целом. Таким образом, происходило смешение фундамента с базисом. Интересы же научного анализа требуют разделения этих понятий. Базисом ОЭФ являются экономические отношения,т. е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром экономических отношений становятся отношения между классами. Каковы же основные элементы, позволяющие представить общественно-экономическую формацию, как целостный, живой организм?

Во-первых, экономические отношения в значительной степени определяют собой возвышающуюся над ними надстройку - совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, экономические отношения выступают как экономический базис общества.

Во-вторых, в состав формации включаются этнические и социально-этнические формы общности людей, детерминируемые в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером экономических отношений, так и ступенью развития производительных сил.

В-третьих, в состав формации входят тип и форма семьи, которые также на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

В итоге можно сказать, что общественно-экономическая формация - это общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Оппоненты формационной парадигмы нередко заявляют, что понятие ОЭФ яв­ляется просто «мыслительной схемой»; если не фикцией. Основанием для подобного обвинения служит тот факт, что в «чистом» виде ни в одной стране ОЭФ не обна­руживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. А если так, делается вывод, то и само понятие ОЭФ теряет свой смысл. В этом случае для объяснения этапов становления и развития обществ прибегают к цивилизационному (А. Тойнби) и культурологическому (О. Шпенглер, П. Сорокин) подходам.

Разумеется, абсолютно «чистых» формаций не бывает, потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. Любое конкретное общество всегда находится в процессе развития, а потому, наряду с тем, что определяет облик господствующей формации, в нем существуют остатки старых или зародыши новых формаций. Необходимо также учитывать несовпадение хозяйственного, социально-политического и культурного уровней развития отдельных стран и регионов, что также обусловливает внутриформационные различия и отклонения от эталона. Однако учение об ОЭФ дает ключ к пониманию единства и мно­гообразия истории человечества.

Единство исторического процесса выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей ОЭФ. Но поскольку между логическим, теоретическим, идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим - с другой, всегда неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается также и значительным многообразием . Основные проявления многообразия общественно-исторического развития:

    Обнаруживаются локальные особенности и даже разновидности формационного развития отдельных стран и целых регионов. Можно напомнить, например, многочисленные дискуссии по проблеме «Запад - Восток».

    Есть своя специфика и у конкретных переходных эпох от одной ОЭФ к другой. Скажем, революционный по своей сути переход от феодализма к капитализму в одних странах осуществлялся и по форме революционно, а в других (Россия, прусская часть Германии, Япония) происходил в эволюционной форме.

    Не каждый народ проходит обязательно через все общественно-экономические формации. Восточные славяне, арабы, германские племена миновали в свое время рабовладельческую формацию; пытаются сегодня «перешагнуть» через серию формаций или, по крайней мере, через две из них (рабовладение, феодализм) многие народы Азии и Африки. Такой нагон исторического отставания становится возможным благодаря критическому усвоению опыта более передовых народов. Однако это «внешнее» может наложиться лишь на соответствующим образом подготовленное к этому внедрению «внутреннее». В противном случае неизбежны конфликты между традиционной культурой и нововведениями.

Cтраница 1


Смена общественно-экономических формаций, а также развитие техники в рамках определенного общественного строя ведет к изменениям в формах и методах организации производства.  

Смена общественно-экономических формаций происходит постепенно. Общественное развитие представляет собой целостность эволюционных и революционных изменений. В процессе развития общества революционные перемены обеспечивают возможность создания новых, высших в сравнении с прежними состояний общества и социальных структур, причем во всех областях общественной жизни, в базисе и надстройке. Скачкообразность революционных изменений заключается в том, что образование новых структур происходит в сравнительно короткий промежуток времени.  

Происходит смена общественно-экономических формаций, причем не внутри тех или иных социоисторических организмов, а в масштабах человеческого общества в целом. Разумеется, в процессе этого перехода имели место две последовательные смены социально-экономических типов внутри вовлеченных в этот процесс инфериорных социоисторических организмов, а именно 1) смена исходного инфериорного типа общества особой общественно-экономической параформацией, а затем 2) смена этой па-раформации новой, никогда ранее не существовавшей общественно-экономической формацией.  

Со сменой общественно-экономических формаций изменяется и совершенствуется учет, повышается его роль.  

Зарождение и смена общественно-экономических формаций предполагают историческую обусловленность учета.  

Рассмотренная выше смена общественно-экономических формаций произошла посредством исторической эстафеты. Но не следует думать, что всякая историческая эстафета предполагает смену общественно-экономических формаций. Кроме межфор-мационных исторических эстафет вполне возможны и имели место и внутриформаци-онпые исторические эстафеты, когда вновь возникшие социоисторические организмы определенного типа усваивали достижения ранее существовавших социоров, относившихся к тому же самому социально-экономическому типу.  

По поводу смены общественно-экономических формаций велись и ведутся весьма острые дискуссии, особенно по поводу того, сменяются ли общественно-экономические формации в исторической последовательности их существования, как определенная неизбежность, т.е. могут ли отдельные общества перепрыгнуть некоторые фазы своего развития, т.е. отдельные общественно-экономические формации. Сегодня многие считают, что отдельные общества в своем развитии не обязательно должны проходить через все общественно-экономические формации.  

При такой смене общественно-экономических формаций происходит подлинная передача исторической эстафеты от одной совокупности социоисторических организмов к другой. Социоры второй группы не проходят той стадии, на которой находились социоры первой, не повторяют их развития. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее бывшие супериориыми социоисторические организмы.  

Теория развития и смены общественно-экономических формаций возникла как своеобразная квинтэссенция достижений всех общественных наук своего времени, прежде всего историологии и политической экономии. В основе созданной основоположниками марксизма схемы развития и смены общественно-экономических формаций лежала утвердившаяся к тому времени в исторической науке периодизация писаной всемирной истории, в которой в качестве мировых эпох выступали древневосточная, античная, средневековая и новая.  

Таким образом, смена общественно-экономических формаций мыслилась как происходящая исключительно лишь внутри социоисторических организмов.  

Согласно марксизму, смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием главным образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы данного процесса, в том числе социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим.  

Все сказанное выше приближает к пониманию форм смены общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, однако пока еще не намного. Одна из этих форм известна давно.  

Возникает вопрос, было ли изложенное выше понимание смены общественно-экономических формаций присуще самим основоположникам исторического материализма или же оно возникло позднее и было огрублением, упрощением или даже искажением их собственных взглядов. Несомненно, что у классиков марксизма имеются такие высказывания, которые допускают именно подобную, а не какую-либо другую интерпретацию.  

Однако последняя изменяется не только в связи со сменой общественно-экономической формации. В условиях одной и той же формации также происходят ее изменения, которые зависят от изменения соотношения классовых сил внутри страны и на международной арене. Так, в капиталистическом обществе по мере обострения классовой борьбы и развития классового сознания пролетариата возникают его классовые организации (профсоюзы, политические партии), которые со временем начинают играть все большую роль в политической жизни общества, несмотря на противодействие буржуазии. Важной закономерностью изменения политической организации общества является возрастание степени организованности трудящихся масс. Возрастание роли масс в общественном развитии - всеобщий закон истории.  

Итак, рассмотрение исторического процесса в период докапиталистических способов производства подтверждает определенную закономерность смены общественно-экономических формаций, которая проявляется в соотношении и последовательности протекания социальных (политических), технических и производственных революций.  

Материалистический подход в изучении цивилизаций

В рамках этого подхода цивилизация предстает как более высокий уровень развития, выходящий за пределы "естественного общества" с его природными производительными силами.

Л. Морган о признаках цивилизационного общества: развитие производительных сил, функциональное разделение труда, расширение системы обмена, появление частной собственности на землю, концентрация богатств, раскол общества на классы, образование государства.

Л. Морган, Ф. Энгельс выделяли три больших периода в истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Цивилизация - достижение некоего более высокого уровня по сравнению с варварством.

Ф. Энгельс о трех великих эпохах цивилизаций: первая великая эпоха - античная, вторая - феодализм, третья - капитализм. Становление цивилизации в связи с появлением разделения труда, отделением ремесла от земледелия, формированием классов, переходом от родового строя к государству, основанному на социальном неравенстве. Два типа цивилизаций: антагонистический (период классовых обществ) и неантагонистический (период социализма и коммунизма).

Восток и Запад как различные типы цивилизационного развития

"Традиционное" общество Востока (восточная традиционная цивилизация), его основные характеристики: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство государства, наличие деспотических государств. Влияние западной (техногенной) цивилизации.

Достижения и противоречия западной цивилизации, ее характерные черты: рыночная экономика, частная собственность, правовое государство, демократическое общественное устройство, приоритет личности и ее интересов, различные формы классовой организации (профсоюзы, партии и др.)- Сравнительные характеристики Запада и Востока, их основные черты, ценности.

Цивилизация и культура. Различные подходы к осмыслению феномена культуры, их связь. Основные подходы: деятельностный, аксиологический (ценностный), семиотический, социологический, гуманистический. Противопоставление понятий "цивилизация" и "культура" (О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Д. Белл, Н. А. Бердяев и др.).

Многозначность определений культуры, ее соотношение с понятием "цивилизация":

  • - цивилизация как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (Л. Тонной. П. Сорокин);
  • - цивилизация как конкретный этап общественного развития, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс);
  • - цивилизация как ценность всех культур (К. Ясперс);
  • - цивилизация как конечный момент в развитии культуры, ее "закат" и упадок (О. Шпенглер);
  • - цивилизация как высокий уровень материальной деятельности человека: орудия труда, технологии, экономические и политические отношения и учреждения;
  • - культура как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков), цивилизация как высшее проявление духовной сущности человека;
  • - культура - не цивилизация.

Культура, по мнению П. С. Гуревича, - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура как совокупность материальных и культурных достижений человечества во всех сферах общественной жизни; как специфическая характеристика человеческого общества, как то, что отличает человека от животных.

Важнейший компонент культуры - ценностно-нормативная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы человека, общества; это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знаний и информации, но и собственного жизненного опыта человека; значимость объектов окружающего мира для человека: класса, группы, общества, человечества в целом.

Культура занимает особое место в структуре цивилизаций. Культура - способ индивидуальной и общественной жизнедеятельности, выраженная в концентрированном виде степень развития как человека и общественных отношений, так и своего собственного бытия.

Отличия культуры от цивилизации, по мнению С. А. Бабушкина, заключаются в следующем:

  • - в историческом времени культура - более широкая категория, чем цивилизация;
  • - культура - это часть цивилизации;
  • - типы культуры не всегда совпадают с типами цивилизаций;
  • - они мельче, дробнее, чем типы цивилизаций.

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса

Общественно-экономическая формация - это общество, находящееся па определенной ступени исторического развития, использующее определенный способ производства.

Концепция линейного развития всемирно-исторического процесса.

Всемирная история - совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен "пройти" все общественно-экономические формации. Производственные отношения первичны, фундамент всех остальных общественных отношений. Множество социальных систем сведено к нескольким основным типам - общественно-экономическим формациям: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической .

Три общественные формации (первичная, вторичная и третичная) обозначены К. Марксом как архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая. В экономическую формацию К. Маркс включает азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способ производства.

Формация - определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.

Структура и основные элементы формации.

Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Базис - экономическая структура общества, совокупность производственных отношений. Материальные отношения - производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил. Единство производственных отношений и производительных сил образует специфический для каждой формации способ производства. Надстройка - совокупность идеологических (политических, правовых и др.) отношений, связанных с ними взглядов, теорий, представлений, т.е. идеология и психология различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения - государство, политические партии, общественные организации. В структуру общественно-экономической формации входят и социальные отношения общества, определенные формы быта, семьи, образа жизни. Надстройка зависит от базиса и влияет на экономический базис, а производственные отношения - на производительные силы.

Отдельные элементы структуры общественно-экономической формации взаимосвязаны и испытывают взаимовлияние. По мере развития общественно-экономических формаций происходит их смена, переход от одной формации к другой через социальную революцию, разрешение антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой. В рамках коммунистической общественно-экономической формации социализм перерастает в коммунизм.

  • См.: Гуревич А. Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1991. № 10 ; Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии.

Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму.

Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли.

Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому.

Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Виды общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

2. Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

3.Рабовладение . Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4. Феодализм . В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

5. Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

6. Коммунизм . Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая».

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства».

Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»