Когда посещать храм на рождество. Рождественская служба в храме: история и особенности

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

В ночь с 6 на 7 января в православных церквях проходят рождественские богослужения. А как готовятся к Рождеству в православной церкви?

В Приходе Святого Архангела Михаила в Минске корреспондентов встречают настоятель прихода протоиерей Игорь Галак и диакон Дмитрий.

Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, среди православных верующих принято отмечать 6 января. В этот день после утреннего богослужения в храме верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая является символом звезды, взошедшей над Вифлеемом в момент рождения Христа.

Одно из главных мест в церкви — аналой (высокий узкий столик на которую кладут икону, крест или Евангелие) в центре храма. На нём — икона Рождества с изображением сакрального момента Рождения Христова.

По загоревшейся Вифлеемской звезде волхвы смоли определить, где родился Христос. Иудеи ждали рождения Царя мирского, который мог бы избавить их от рабства и помочь создать свое государство. Но родился не земной царь, а небесный. В дары ему волхвы принесли ладан, смирну и серебро – символы богатства и царствования. Божья Матерь Мария изображена с младенцем Иисусом в колыбели. Иосиф и Мария пошли на перепись и, так как им пришлось проделать долгий путь, они провели ночь в пещере в хлеву. Именно поэтому момент Рождения Христа изображен в хлеву среди животных.

Аналой с иконой Рождества

Иисус Христос родился ночью поэтому и проводится ночная литургия с 6 на 7 января. Икона Рождества находится в храме с 6 января до 13 января и перед вечерней службой украшается еловым венком, символом вечнозеленого живого дерева.

Праздник Рождества Христова длится до Обрезания Господнего. После наступает период Крещения. Все эти праздники связаны с жизнью Господа Иисуса Христа и охватывают период с 7 по 18 января. В церкви они называются Святки. Одежда священников в период церковных праздников отличается от одежды во время обычной службы. Так, например, на Пасху она должна быть красного цвета, а в период рождественских богослужений, Крещения Господнего и святок черные одеяния заменяются белыми.

Одежда священника для Рождественского Богослужения: фелонь, поручи, пояс и епитрахиль

Есть в православной традиции и калядовщики, но они отличаются от привычных «языческих». В церкви таких людей называют Богославы. Они не наряжаются в такие костюмы, как колядовщики и приходят к своим знакомым, поют церковные песнопения в период святок.

Общий вид алтаря внутри храма, украшенного к Рождеству

В некоторых храмах к празднику ставят вертепы с фигурами младенца, ягнят и волхвов, символизирующие Рождение Христа.

Вечернее Рождественское Богослужение в храме начинается с 6 утра 6-ого января. Эта служба носит название Царские Часы. В сочельники служится особая литургия Василия Великого. Начиная с вечерней службы, наступает праздник Святого Рождества, так как в древнем Иерусалиме считалось, что день начинается с 6 вечера. До Рождества верующие следуют 40-дневному посту. 6 числа принято пить воду и не употреблять пищу. Вечером происходит помазание специальным маслом, освещение хлеба, пшена и вина.

Специальная посуда, инструменты для причастия и просфора, находящиеся в алтаре (фото из архива Прихода Святого Архангела Михаила)

Традиционно Рождественская служба проходит при открытых Царских вратах, чтобы все смогли увидеть, что происходит в алтаре. В алтаре в это время совершается Проскомидия, первая часть литургии, во время которой проходит подготовка к Богослужению: кладут специальную посуду, инструменты, вино, просфора, читают молитвы.

Богослужебные просфора с печатями и Рождественский хлеб

Хлеб, который принято использовать в церкви, называется просфора. Он заготавливается в специальной просфорне с помощью муки, крещенской воды и дрожжей. Сначала делается закваска, с молитвой замешивается тесто и пекутся специальные хлеба. Одна из просфор специально заготавливается для причастия.

В Рождество при храме пекут специальный круглый Рождественский хлеб. Выпечка такого особого хлеба – это очень долгий и кропотливый процесс, занимающий целый день. Готовят его, как говорят просфорщицы, по воле Божьей и со словом Божьим.

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Сочельник

Сочельник - кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.

В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднество

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января - дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.

Рождественское богослужение православной церкви является продолжительным и чрезвычайно важным мероприятием, цель которого почтить память Сына Божьего и помочь людям приобщится к добродетелям.

Попразднество - шестидневный цикл повторяющихся гимнов и песнопений в честь Помазанника Иисуса.

Приготовление к празднеству. Воздержание

Церковное празднование начинается с религиозных приготовлений. За 40 дней до 7 января верующие начинают Рождественский пост, очищающий душу от греховных помыслов и тело от вредного влияния «тяжелой» пищи. Воздержание, представляющей собой аскетическую природу, позволяет подойти к священному дню должным образом.

Во время поста нельзя употреблять пищу животного происхождения и заниматься небогоугодными делами, порочащими вечную душу.

  • Рекомендованный рацион в этот период довольно строг. Необходимо исключить не только мясо, но и алкоголь с рыбою.
  • В первый день поста христианские верующие накрывают стол и произносят соответствующие молитвы, хваля Всевышнего за щедрость и милосердие.
  • Рождественское богослужение не проходит без приготовления кутьи - традиционного праздничного блюда.
  • Еще одним украшением стола являются компот и блины на воде. Ими угощали колядующих, чтобы привлечь в дом счастье и достаток.
  • В выходные разрешается готовить пищу с растительным маслом.
  • В период поста рекомендовано чаще, чем обычно, посещать церкви. Это позволяет духовно очищаться.
  • Существовала традиция по привлечению богатства. Хозяйки ходили в гости к подругам, занимались рукоделием и просили у Господа финансового благополучия.
  • В начале поста рекомендуется помогать нуждающимся едой или деньгами. Это приносит большую удачу на следующий год.
  • В канун Рождества не следует вкушать праздничную пищу до появления первой звезды. Здесь прослеживается аналогия с появлением небесного светила в момент рождения Иисуса Христа.
Важно! Без ежедневной молитвы пост превращается в обыкновенную диету. Церковь настоятельно рекомендует регулярно просить Господа о защите, благополучии и лучшем будущем.

Праздничная кутья

Традиции для кануна Рождества

Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.

  • В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
  • В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет на ведьмин шабаш.
  • Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
  • Раздача подарков - любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
  • Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты - в конце.
  • В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.
На заметку! Рождение святого Помазанника предсказывалось пророками Ветхого Завета и ожидалось века. Иисус Христос появился на свет более 2000 лет назад в пещере около города Вифлеема. Он пришел, чтобы искупить земные грехи, понеся суровую смерть на кресте. Бог вошел в плоть, чтобы человек обрел божественную природу.

Сочельник

В канун Рождества (Сочельник), 6 января, проходит Вечерня, представляющая собственно начало празднования.

Сочельник представляет собой завершение Рождественского поста, который длился 40 дней. В этот день верующие соблюдают самый строгий пост. Принимать пищу не разрешено до появления первой звезды, которая символизирует пришествие в мир Спасителя.

Во время вечерни служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. По окончании службы в храм вносят изображение звезды Вифлиема, появившейся на небе во время рождения Иисуса.

Всенощное бдение

Всенощное бдение - последующая часть церковного служения с пениями красивейших канонов и прикладываниями к святому лику Спасителя. Это богослужение продолжается от заката до рассвета (с 18 до 6 часов утра) и символизирует аскетическое отречение от сна в пользу молитв и песнопений в честь Господа.

  • Практика известна со времен Ветхого Завета: апостолы рекомендовали круглосуточно бодрствовать и памятовать о пришествии Мессии.
  • В период гонений христиане устраивали собрания именно в ночное время, в тайных местах (кладбищах или катакомбах).
  • С II по IV века монахи не спали, читая молитвы Иисусу и воспевая Псалтири. Так как они прятались в горных пещерах, было опасно покидать эти места в ночью, так как возникала вероятность сорваться в пропасть. Поэтому они не смыкали глаз, восхваляли Господа, а отдыхать шли только на утро.

Василий Великий в своих сочинениях использовал термин «агрипния», что означает «отсутствие сна». Он утверждает: такая практика была широко распространена на Востоке и проходила в канун каждого воскресения, в святую ночь Пасхи и в праздник Богоявления.

Богослужение на Рождество Христово

Порядок всенощного бдения

Существует особая церковная структура всенощного бдения:

  1. Начинается оно с малого колокольного звона и девятого Часа, где произносятся псалмы и молитвы.
  2. Далее идет малая вечерня, великий колокольный звон и зажжение лампад.
  3. Горящие свечи устанавливаются в специальное место перед главными вратами иконостаса.
  4. Иерей глубоко кланяется настоятелям церкви, святым изображениям, хорам певчих, братьям. Он входит в алтарную и надевает епитрахиль, совершает молитву, окуривает кадилом алтарь, отворяет Святые врата и отходит.
  5. Пономарь и священник громко произносят: «Восстаните!», а иерей продолжает окуривать иконы и собравшихся.
  6. Помощник настоятеля читает священное послание к Всевышнему, а после - Псалом 103, который многократно повторяется. В конце ритуала иерей встает перед Святыми вратами и читает светильничные молитвы.
  7. Далее все служители заняты великой ектенией (прошением). После молитв и стихиров в храме появляется духовенство, совместно с которым поется «Богородице Дево» и произносится благословение пшенице, вину и елею.
  8. После чтения апостольских посланий идет полиелейная утреня - самая торжественная часть Всенощного бдения.
  9. Завершается все Часами (первым, третьим, шестым) и Литургией.

Попразднество

На следующий день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Попразднество - богослужебный период, который характеризуется воспоминаниями о великом происшествии в христианском мире. Священнослужители прославляют само событие и всех участников. Чаще этот период продолжается шесть-семь дней до утренней праздничной службы 7 января.

Попразднество завершается отданием праздника, где происходят самые торжественные богослужения с молитвами и песнопениями.

Важно! Перед празднованием Рождества каждый христианин обязан соблюсти строгий сорокадневный пост, чтобы очистится и стать ближе к вечному блаженству. Существуют особые традиции поведения за трапезным столом, а также в церковных условиях. Соблюдая все эти правила, верующие вспоминают появление Мессии и отдают должное его невероятному подвигу.

Посмотрите видео о богослужении на Рождество Христово

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Перед его началом бывает благовест и «трезвон во вся».

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется Бог Господь с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами Бог .

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века ).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог .

Чтец: День прешед , Верую . Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных , Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи .

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия , которая по своему содержанию является покаянной.

Чтец: Приидите, поклонимся , псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии , Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Чтец: Приидите, поклонимся , псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении (обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии - праздника. По Ныне отпущаеши — (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господь — (трижды), затем - кафизмы и.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Степенна -1 антифон 4 гласа.

Прокимен, гл. 4: И з чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Стих: Р ече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава : Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы . И ныне — то же, но конец: Христос родися в Вифлееме . Помилуй мя, Боже и стихира: Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем .

Поется Великое славословие, по Трисвятом - .

В конце утрени - праздничный отпуст И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия свт. Василия Великого.

Входный стих — праздника: Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты — иерей во век по чину Мелхиседе́кову .

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся »

Рождество Христово в Русской православной церкви всегда встречают 7 января по новому стилю. История и смысл праздника, традиция ночного богослужения, иконография и тропарь праздника.

7 января 2018 года. Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Событию предшествует , который заканчивается Сочельником.

Праздник Рождества Христова стал отмечаться достаточно поздно – только в III веке. Это произошло потому, что в Иудее было не принято как-то специально отмечать день рождения человека, особо чтились только события, прославляющие Бога. Именно поэтому первоначально отмечались Рождество и Крещение Спасителя в один день. И только при развитии гностицизма, появилась необходимость конкретизировать само событие Рождения Спасителя от Пресвятой Девы.

Место, где по преданию родился Христос, можно увидеть и сейчас. Над пещерой Рождества Христова была выстроена базилика, где у восточной стены крипты в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами место, где Христос появился на свет.

О том, что в мир придет Миссия – Спаситель мира, давно существовали пророчества, которые позже были записаны в библейских текстах.

Именно в исполнении пророчеств, шли волхвы за звездой, точно рассчитав момент ее появления на небосклоне. Они несли рожденному Царю золото, ладан и смирну. Часть людей, подобно волхвам, приходят ко Христу через разум.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

А простым пастухам было наитие – им явился ангел и повелел идти в определенное место. Именно там, в пещере, где содержали скот, в яслях, из которых кормили ягнят и встретил их новорожденный Царь Иудейский. И сейчас многие люди приходят ко Христу, обретя веру в сердце своем.

Событие это стало настолько значимым, что от времени рождения Спасителя стали вести счет летоисчислению. Таким образом, мы всегда можем знать, сколько лет назад родился Христос. Он родился ровно столько лет назад, какой год сейчас по календарю.

Рождество Христово – один из немногих праздников, служба которого часто совершается ночью. Это не обязательно, поэтому в каком храме будет ночное богослужение, а где утреннее, нужно узнавать заранее.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

Если есть намерение посетить ночное богослужение и причаститься, то необходимо дополнительно узнать о времени, когда будет проводиться исповедь в храме. Особо надо обратить внимание на время последнего приема пищи. Он должен быть не позднее, чем в 19-20 часов вечера, хотя многие не вкушают и после однократной трапезы Сочельника.

Рождественская ночная служба достаточно длинная, так как на ней читаются пророчества о рождении Мессии, на утрене исполняется канон «Христос раждается…», на литургии поются праздничные антифоны. Длина службы зависит от нескольких факторов, которые определяются в каждом храме настоятелем, поэтому время служб Сочельника и Рождества лучше уточнять заранее.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

На каноничной иконе Рождества Христова изображается все событие праздника. На ней можно увидеть шествующих за звездою волхвов с дарами, пастухов, славящих Господа ангелов и обязательно Звезду. Конечно, центральное место на иконах отведено Святому Семейству – Деве Марии, Праведному Иосифу и самому Богомладенцу.

Тропарь Рождества Христова исполняется на 1 глас.

Кондак Рождества Христова исполняется на 3 глас. Это хвалебная песнь, где можно услышать описание всего события праздника.

Часто в храмах исполняется Кондак Рождества Дмитрия Бортнянского.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»