Гармония межличностных отношений. Гармонизация межличностных взаимоотношений дошкольников

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009) школьный принцип обучения детей в детском саду уступает место двум основным моделям организации образовательной деятельности дошкольников:

Совместная деятельность взрослого и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

Данные модели можно реализовывать только при наличии у ребенка сформированных коммуникативных навыков, в число которых входит и навык построения межличностных отношений.

Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения (А. Рузская).

Отношения с другими людьми (или межличностные взаимоотношения) зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Для подтверждения результатов наблюдения в сентябре 2012г. я провела диагностику по методике «Два домика» и «День рождения». Анализ данных показал, что из 34 детей 5-6 лет 5 человек (15%) оказались в категории «игнорируемые», 3 (9%) - «отвергаемыми».

Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников в нашем учреждении является одной из актуальнейших. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

Гармонизацию межличностных отношений и работу по устранению проблем в коммуникативной сфере ребенка нужно начинать в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном детстве возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

Поэтому наряду с традиционными методами и приемами формирования у детей положительного отношения к окружающим (чтение художественной литературы, беседа о прочитанном, пантомимические этюды, дидактические игры, игры-беседы детей с персонажами сказок, игры-драматизации) я использую психологическую методику В. Холмогоровой «Школа добрых волшебников» для детей 4-6 лет. В основе данной методики лежат игры на сплочение коллектива. Главной задачей данной методики является сформировать чувство общности и развитие эмоций и чувств, направленных на другого.

Методика базируется на следующих принципах:

  • Безоценочность. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.
  • Отсутствие соревновательности. Конкурсы, игры – соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества, порождают яркую демонстративность, конкурентность и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками.
  • Отказ от игрушек и предметов. Часто многочисленные конфликты и ссоры возникают на почве обладания игрушками. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.
  • Минимизация речевого взаимодействия. Еще один повод для ссор и конфликтов детей – словесная агрессия. Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому речевое взаимодействие сводится к минимуму. Вместо этого используются условные сигналы, мимика, жесты.
  • Исключение принуждения. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Методика проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру: приветствие, набор игр, прощание.

Методика состоит из шести этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:

  • Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. (Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки»).
  • Задача второго этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника самого по себе вне контекста их взаимоотношений. («Зеркало», «Эхо», «Выбери партнера»)
  • Задача этого этапа – добиться максимальной согласованности действий. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. («Сороконожка», «Слепой и поводырь», «Змейка»)
  • Задача – пережить сближающие их общие одинаковые чувства. («Злой дракон», «Уходи, злость», «Дискотека зайчиков»).
  • Задача – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника. («Старенькая бабушка», «День помощника»)
  • Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Данный этап состоит из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. («Обзывашка», «Спящая красавица», «Волшебные очки»)

Первые результаты уже есть. Воспитатели отмечают, что дети стали больше играть, начинают решать конфликты самостоятельно, застенчивые дети начинают проявлять большую активность в установлении связей с другими детьми.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной методике с детьми 5-6 лет, а так же продолжить ознакомление с методикой педагогов детского сада на семинарах – практикума и, тренингах.

Список использованной литературы:

  1. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 1997.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999.– 365с.
  4. Холмогорова В.Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» - М. : Чистые пруды, 2007. – 32с. : ил. – (Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное воспитание».
  5. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб. : Издательство «Питер», 1999. – 752с.
  6. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009
  7. BiblioFond . ru Смирнова Е. О., Холмогорова В. М Диагностика межличностных отношений дошкольников. Межличностные отношения дошкольников

Бездитько Татьяна Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад№43-ЦРР"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Тренинговое занятие для родителей "Создание сказочной страны"
Тема: Гармонизация межличностных отношений
Дата публикации: 05.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Тренинговое занятие для родителей «Создание сказочной страны»

Программное содержание:

Установление контакта между родителями группы;

Создание позитивного настроения и сплоченности группы;

Поддержка и развитие творческого самовыражения;

Гармонизация внутреннего состояния;

Эмоциональное и мышечное расслабление;

Развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

Оборудование:

журналов,

карандаши

фломастеры, кисти, ножницы, клей; аудиокассета с записью спокойной музыки, цветная

бумага, карточки с изображением солнца.

Вводная часть.

Приветствие

Ведущий приветствует участников, предлагает начать занятие с того, что каждый

участникпо кругу назовет свое имя, а затем какого - нибудь сказочного героя на первую

букву своего имени. После этого ведущий спрашивает: "Какие черты вашего характера

схожи с чертами характера названного вами сказочного героя?"

(Проводится обсуждение)

Игра "Поменяйтесь местами …" (на разогрев участников)

Ведущий дает инструкции:

"Поменяйтесь местами те:

У кого голубые глаза;

У кого темные волосы;

Кто в брюках;

Кто мамы;

У кого хорошее настроение;

Кто любит получать подарки.

(Проводится обсуждение)

Основная часть.

Ведущий: " Новый год - это всегда сказка, начало какого - то нового периода в

жизни человека. И даже взрослые, после боя курантов, ждут, что свершится какое -либо

Каждый по - разному готовится к Новому году - кто - то шьет карнавальный

оформляет

квартиру,

традицией

сказочного праздника считается - украшение елки! Ведь это целый ритуал! Кто - то

каждый год покупает новую елочную игрушку, кто - то изготавливает украшения

своими руками …

В каждой семье есть свои традиции. А какие новогодние традиции существуют в

ваших семьях?

(Каждый участник рассказываете о своих семейных традициях)

"Путешествие" (медитация)

(Включается спокойная музыка)

поудобнее,

закройте

расслабьтесь…

Представьте, что вы превратились в снежинку - пушистую, хрупкую снежинку. И вы

летите со своими подружками над лесом. Но это необычный лес - все деревья в нем

стоят как будто хрустальные. Такое чувство, что дунешь на них и они рассыпятся.

Вот вы летите над полями, деревнями, городами и везде такие чудеса - будто кто -

то рассыпал драгоценные камни, и они переливаются всеми цветами радуги.

И вот вы увидели прекрасную Сказочную Страну! Вам захотелось подлететь к ней

и рассмотреть ее поближе. Вы были поражены ее красотой! Будто какой - то Великий

Волшебник создавал эту Сказочную Страну.

Вы облетаете эту страну с высоты и

восторгаетесь ее превосходством.

Все те приятные чувства, что вы получили от этой страны, остаются с вами и

возьмете их с собой, когда будете возвращаться.

А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой всё то хорошее, что

было с вами. И потихоньку, открывая глаза, возвращайтесь к нам."

Ведущий: "Сейчас я предлагаю вам взять всё то хорошее, что вы приобрели во

время путешествия, и создать свою Сказочную Страну.

помощью цветных жетонов).

Все необходимые волшебные материалы вы можете найти на столах.

Группам предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, краски,

фломастеры, карандаши, создать коллаж "Сказочная Страна".

Для создания коллажа участникам дается 20 минут.

Ведущий: "Какие чудесные у вас получились страны! Каждый из вас внес в ее

создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас придумайте название Сказочным

Странам. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя.

Это и будет имя вашей Сказочной страны".

(Участники могут предложить другой вариант названия, но с условием, что

там будут начальные буквы их имен).

"Ну вот, теперь у вас есть собственные Сказочные Страны, в названии которой

частичка каждого имени присутствующих здесь".

Проводится обсуждение:

Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной страны?

Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Хочет ли кто - нибудь изменить что - либо в получившейся композиции?

Заключительная часть.

Упр. "Мой портрет в лучах солнца"

Родителям

раздаются

карточки

изображение

лучиками.

предлагает участникам в центре солнца написать свое имя и передать соседу слева.

Получившие карточки должны на одном из лучиков написать какое - либо качество

хозяина этой карточки и передать соседу слева. В итоге карточки доходят до своих

хозяев. Каждый читает про себя. Ведущий спрашивает: "Какие чувства испытываете? С

чем не согласны?"

Упр. "Откровенно говоря"

Участникам предлагается завершить предложение:

Во время занятий я поняла, что…

Самым полезным для меня было…

Я была бы более откровенной, если бы…

5) Мне не понравилось…

6) Больше всего мне понравилось как работала…

На месте ведущего я бы…

Подведение итогов.

Общение - это процесс взаимодействия двух лиц и более, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

В отечественной социальной психологии особенности структуры межличностных отношений занимают важное место, и изучение этого вопроса позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения. К структуре общения исследователей подходят по-разному, как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции. Б.Ф. Ломов выделяет три уровня анализа проблемы межличностных отношений:

Первый уровень -- макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.

Второй уровень -- мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения -- по поводу «чего», и «с какой целью».

Третий уровень -- микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения -- это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера, например, «вопрос -- ответ», «побуждение к действию -- действие», «сообщение информации -- отношение к ней» и т. п..

Функции общения в межличностных отношениях - это те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Существуют классификационные схемы функций общения, в которых наряду с перечисленными отдельно выделяются такие функции, как:

  • 1. Организация совместной деятельности; познание людьми друг друга;
  • 2. Формирование и развитие межличностных отношении (отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова; а познавательная функция в целом входит в персептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой).

При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

Во-первых, общение невозможно без определенного уровня понимания (а точнее -- взаимопонимания) общающихся субъектов.

Понимание -- это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью .

В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции или восприятии, а некоторые исследователи больше говорят не о восприятии, а о познании другого.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга -- это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга, можно предлагать и другие варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление. А это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению особенности межличностного взаимоотношения в психолого-педагогической литературе: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения) .

Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения.

Существуют два способа общения: невербальные и вербальные Вербальное общение - это коммуникация между индивидами с использованием слов (речи). Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации, при помощи речи, менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна соответствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Однако коммуникативный процесс оказывается неполным, если не брать во внимание невербальное общение.

Невербальное общение -- это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. С другой стороны, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербальной информации может осуществляться на бессознательном или подсознательном уровнях, вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и даже ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение», так как при языковом и речевом общении этот процесс, так или иначе, осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет .

Исследования межличностного взаимодействия и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру эффективности - неэффективности с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения) .

Основными параметрами эффективности взаимодействия являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения (в соответствии с двумя метацелями общения, отмеченными выше): техники понимающего общения и техники директивного общения.

Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы повеления, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.

Таким образом, подведя итог выше изложенному, можно сказать, что общение связано и с общественными и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть, включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным психолого-педагогическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны:

  • 1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.
  • 2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.
  • 3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

подготовила воспитатель Чистореченского детского дома

2учебный год

Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе

Основными условиями воспитания в нашем детском доме, являются организация гармоничного образа жизни, налаживание межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения, духа соревнования, обеспечение для ребёнка чувства безопасности, защищённости через осознание своей принадлежности к определённой группе, друзьям, нации. Взрослые, создают в нашем учреждении условия для гармоничного развития личности, самовыражения, помогают маленькому человеку осознать себя частью огромного мира людей, где у него есть свое место, свои права, обязанности. Ребенок, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений , учится сотрудничать со сверстниками, делиться положительными эмоциями. В нашем детском доме появились дети других национальностей. Все они окутаны любовью и душевным теплом.

Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в детском коллективе и учиться зарабаты­вать себе авторитет . Некоторые дети совершенно спо­койно адаптируются в любом новом обществе: сколько ни пере­води их из школы в школу, сколько ни отправляй в детские лагеря, везде у них толпы приятелей и дру­зей. Но, к сожалению, далеко не всем детишкам дан от природы такой дар общения. Многие дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрес­сии со стороны сверстников.

Если РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ

Достаточно завестись в классе, в группе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность само­ утверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые, доброжелательные, не привык­шие к направленному против них насилию, дети. Среди них может оказаться любой ребенок, поэ­тому при поступлении в новый коллектив воспитанника, первое время следует быть педагогам начеку.

Если вы чувствуете, что в группе, в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать, объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством? Однако, зачастую, и мы это неоднократно видели, что

1. Конфликты неизбежны

В жизни интересы людей неминуемо сталкива­ются, поэтому нужно спокой­но и философски относиться к воз­никающим между ними спорам, стараясь прийти к взаимовыгодному согласию. Со своей стороны воспитаннику нужно по воз­можности не нарываться на кон­фликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хва­статься и не задаваться).

2. Понравиться всем невозможно

Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравить­ся». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непре­менно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».

3. Всегда защищаться!

Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно усту­пать: если его обозвали или стукну­ли, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непро­тивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.

4. Сохранять нейтралитет

Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бой­коты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вме­шиваться в дела других).

Что должен знать воспитатель:

Как правило, если у ребенка действительно не ладится кон­такт со сверстниками, одними бесе­дами тут не обойдешься и мы воспитатели должны еще на начальном этапе, как ребенок поступил в коллектив, предпринять все возможные меры, чтобы он вписался в социум. Необходимо наладить контакт между учителем и воспитателем, рассказать о пробле­мах своего воспитанника и сделать его своим союзником.

Сделайте так, чтобы ребенок внешне не очень выделял­ся среди других.

Если у ребенка нестандартная внешность, необходимо под­готовить его морально к «напад­кам» со стороны ребятни: психоло­ги советуют заранее совместно придумать дразнилки и вместе посмеяться над ними, но это пройдет в младшем возрасте, а в старшем необходимо детям объяснить, что некрасивых детей, людей нет, что они не виноваты, в том, что у них имеются какие – то дефекты (зрение, глухота, хромота…) и что родителей не выбирают.

Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно с ним побеседовать и рассказать, как нужно себя вести, («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения, и что касается детского дома, в этой ситуации воспитатель должен стать на защиту такого ребенка

Существует мнение, что «ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ» и взрос­лым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых , ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых , вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.

Зачастую мы слышим такие слова: «Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»

Что делать, если ребенка обиде­ли сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь – пойти и восстано­вить справедливость: самому нака­зать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлет­ворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая так­тика пользу? Не лучше ли попы­таться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.

Если такая проблема возникает в семье то родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими паца­нами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спор­тивную секцию, чтобы он изу­чил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы вся­кий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.

Какие же дети больше всего страдают?

- Дети с нестандартной внешностью

Слишком толстые (или слишком худые)

Маленького или слишком высокого роста

Дети в очках (особенно в корректирующих – с одним закрытым глазом)

Чересчур кудрявые

- дети, имеющие неприятные для окружающих привычки

Постоянно шмыгающие носом (или ковыряющие в носу)

Неопрятно одетые, с грязными волосами

Дети, которые чавкают за едой, разговаривают с набитым ртом …

Дети, неадекватные в общении

Слишком назойливые и болтливые

Слишком робкие и застенчивые

Легко ранимые и обидчивые

Хвастуны

Дети, выделяющиеся из коллектива

Дети, одетые подчеркнуто лучше других

Любимчики учителей (а также дети, которых не любят учителя)

Ябеды и плаксы

Маменькины сынки

Слишком заумные («не от мира сего»)

ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ

Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:

Игнорирование

На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе.

Что делать родителям?

Пассивное неприятие

Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении.

Что делать родителям?

Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителей и воспитателей.

Активное неприятие

Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказы­вается идти в школу, часто плачет без причины.

Что делать родителям?

Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.

Травля

Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.

Что делать родителям?

Срочно перевести ребенка в другую школу! Отдать его в кружок, где он сможет максималь­но проявить свои способ­ности и быть на высоте. Обратиться к психологу.

Межличностное взаимодействие есть действующая, реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: праксический, аффективный, гностический (А.А.Бодалев); поведенческий, аффективный, когнитивный (Я.А.Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф.Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты деятельности и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию. Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.

Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение.

Интегративными характеристиками межличностного взаимодействия являются: Срабатываемость описывает совместную деятельность с точки зрения ее успешности, а совместимость характеризуе,т прежде всего, максимально возможную удовлетворенность партнеров друг другом. При оптимальной сработанности главным источником удовлетворения является совместная работа, а при оптимальной совместимости - процесс общения (Н.Н.Обозов).

Таким образом, рассмотрение во взаимосвязи таких понятий, как деятельность, общение, взаимодействие, позволяет нам достаточно четко обозначить исходные позиции. В самом широком значении взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью, и одновременно оно в той или иной степени ею опосредуется.

Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями (взаимодействие в узком смысле) и восприятие людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в некоторых новых совместных усилиях развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в деятельности означает, что каждый участник должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие (в узком смысле) как организацию совместной деятельности.

Деятельность психолога, направленная на повышение эффективности профессионального взаимодействия, может осуществляться в нескольких направлениях: 1.Профессиональное взаимодействие психолога со специалистами- смежниками. 2. Функционально-ролевое взаимодействие с членами педколлектива. 3. Гармонизация межличностного взаимодействия педколлектива в процессе совместной деятельности. 4. Межличностное взаимодействие педколлектива в процессе совместной деятельности.

Технология гармониизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе Гармонизация - это процесс оптимального взаимодействия различных структур в составе целого. Предметом коррекции межличностных взаимодействий в педагогическом коллективе являются феномены межличностного взаимодействия. Работа по гармонизации межличностных взаимодействий с педагогическим коллективом может осуществляться через систему социально- психологических занятий, проводимых в форме тренингов (тренинг личностного роста "Познай себя", тренинг коммуникативных умений "Среди людей"), в форме игр гармоничного развития личности, психокоррекции поведения, а также через работу педсоветов, методических объединений, школы начинающего педагога, проблемно-деловых игр, дискуссионных групп, посещение и анализ занятий, разработку программ, пособий, индивидуальные беседы, совместный отдых и самообразование.

Взаимопонимание. Без взаимопонимания невозможно общение, координация действий. Человек понимает поведение другого, его мысли и мотивы. Понимание строится на основе сопереживания, идентификации. Коррекции в педагогическом коллективе подлежат такие негативные свойства личности, как конформизм, неадекватность восприятия коллег, неуравновешенность, неаккуратность (особенно проявляется в отчетности и ведении документации).

С целью коррекции можно использовать различные формы: тренинг, игры психокоррекции поведения, индивидуальные беседы. Получение результата возможно через выполнение педагогами серии групп упражнений, которые объединены одной целью.

В работе психолога по гармонизации межличностных взаимодействий условно можно выделить несколько этапов.

На первом этапе главные направления работы: знакомство с педагогами, детьми, факторами среды, установление контактов, социально- психологическая диагностика. Изучаются педагогические возможности коллектива, его социальный состав, устанавливаются связи с администрацией, профсоюзным комитетом, выявляется уровень социальной активности педагогов. В дальнейшем психолог создает карту диагностики межличностных отношений, достижений педколлектива, обобщает предложения педагогов, ведет учет их потребностей и возможностей, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме.

Второй этап - организационный анализ, дифференциация, классификация проблем, нужд, "вживание" в среду. Психолог определяет приоритеты в своей работе, формы социального творчества коллектива, изучает возможности каждого педагога и детского коллектива, которым он руководит, систематизирует результаты диагностики и социологических исследований. Все это он фиксирует в своем рабочем дневнике и на основе данных составляет перспективный план.

Третий этап - социально-психологическая работа (наблюдение, консультирование, помощь, изучение и анализ занятий, подготовка и разработка педсоветов, мероприятий, проблемно-деловые игры, игры гармоничного развития личности, игры, психокоррекция поведения, отдых и досуг.

Таким образом, роль психолога в гармонизации межличностных отношений и организации взаимодействия достаточно активна. Он создает психологические условия для формирования коллектива, ориентированого на задачу и отношения, и тем самым способствует коренному улучшению социальной ситуации развития детей.

| следующая лекция ==>


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»