Детская аутоагрессия. Аутоагрессия: как проявляется и лечится такое психическое расстройство

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Аутоагрессия – болезнь большей части современного общества. Мало кто задумывается об этом, но причиной того, что ваш близкий друг постоянно занимается самоедством или иногда причиняет себе физические повреждения, царапает, издевается над собственным телом, является самонаказание. Хуже всего, что к этому склонны и дети, и взрослые.

Аутоагрессия − что это?

Аутоагрессия в психологии называется еще аутодеструкция или же «поворотом против себя». Судя по этим названием, можно понять, что это некий вид активности, поступки, направленные на нанесение вреда самому себе. В книгах по научной психологии можно увидеть следующее определение этого явления: аутоагрессия являет собой саморазрушающее поведение, вызванное перенаправлением агрессии, злости на самого себя. Любой здравомыслящий человек понимает, что ненормально вредить себе, препятствовать собственному благополучию. В случае с аутоагрессорами все обстоит иначе.

Аутоагрессия – причины

Различают следующие причины аутоагрессии:

  1. Внешние . Сюда входит, как физическое, так и психологическое насилие того, кто в будущем будет склонен к нанесению физического вреда самому себе. К тому же внешние причины аутоагрессии – это нарушение процесса взаимодействия с обществом (социализации). У деток ее фундамент закладывают частые ссоры родителей, унижения и буллинг в школе.
  2. Внутренние . Аутоагрессии подвержены высокоэмоциональные люди, обладатели неустойчивой психики, необщительные личности, которые нередко возлагают большие надежды на общество. Эти люди склонны к эмпатии (сопереживанию), подвержены депрессивным состояниям. Психологи утверждают, что существует прямая связь между аутоагрессией и заниженной самооценкой.
  3. Биологические . Аутоагрессию могут вызывать зрительные, слуховые галлюцинации, .

Аутоагрессия – симптомы

Она определяется по ряду таких признаков, как:

  • злоупотребление наркотиками, алкоголем, табаком (сюда же относится любая друга химическая зависимость);
  • мелкое деструктивное поведение (срывание корочек с ран, покусывание губ до крови и прочее);
  • для приступа аутоагрессии характерны суицидальные попытки, раздражительность, стремление побыть наедине с самим собой;
  • осознанное или бессознательное стремление попасть в ситуации, опасные для жизни (занятия экстремальными видами спорта);
  • намеренное совершение поступков, которые будут осуждены обществом;
  • отказ от пищи или же переедание (пищевая аутоагрессия);
  • обвинение самого себя во всех грехах человечества;
  • постоянное унижение собственной личности.

Виды аутоагрессии

На сегодняшний день существует четыре типа саморазрушающего поведения, которые могут быть открытыми (поведение суицидального характера) и закрытыми (стремление освоить опасную профессию, склонность к пьянству). По способам выражения различают следующие виды «поворота против себя»:

  1. Духовная аутоагрессия . Здесь человек, сам того не осознавая, становится заложником своих моральных принципов, качеств, в результате которых у него может развиться наркотическая зависимость. Нередко эти личности находятся в состоянии алкогольного опьянения. Случается и такое, что этому виду аутоагресии подвержен участник религиозной сетки, в которой запрещено проявлять отрицательные эмоции.
  2. Физическая . Здесь все понятно. Человек, если не может ответить своему обидчику, наедине с самим собой наносит себе увечья, насилует собственное тело. Если он часто подвергается физической аутоагресии, нередко стремится скрыть следы избиений под одеждой с длинными рукавами, макси-юбками.
  3. Ментальная агрессия на самого себя . Все, что вы можете услышать от этой личности, так это то, что у нее ничего не получается, она ни на что не способна. Случилось что-то плохое? Аутоагрессор заявит, что это его вина и никого другого. Он постоянно твердит о собственной неполноценности, ущербности. Занимается самооскорблением.
  4. Социальная . Это некие плохиши, те, кто стремятся быть белой вороной, изгоем в обществе. Им присуще аморальное, а порой и провоцирующее, поведение. Это звучит странно, но такой человек вне себя от радости, когда люди недовольны его поведением.

Аутоагрессия – лечение

Если говорить более детально о том, как бороться с аутоагрессией, то важно помнить, что ее нужно уметь правильно диагностировать. Этот вариант уместен в случае с тяжелыми вариантами саморазрушающего поведения ( , булимии, алкоголизме и прочем). Специалист (психиатр, психолог, психотерапевт) терапевтирует больного, предлагает ему заполнить опросники, пройти проективные тесты.

Что касается самого лечения, здесь уместен индивидуальный подход. Важно понять, что стало причиной возникновения аутоагрессии. Главное, чтобы человек осознал свою проблему, понял, что она ухудшает качество его жизни. Идеальный вариант лечения аутодеструкции – обращение за помощью к психотерапевту, практикующего когнитивно-поведенческую терапию. Помимо работы с ментальными причинами, специалист может прописать медикаментозное лечение (антидепрессанты, нейролептики).

Если этот способ лечения тяжело осуществим, аутоагрессору нужно научиться правильно выражаться свои эмоции. Так, уместно написать гневное письмо, после чего его следует разорвать. Если злость изнутри разрывает вас на части, можно смело поколотить подушку, покричать. Научитесь заполнять внутреннюю пустоту положительными эмоциями, впечатлениями. Ощутите собственную полноценность. Учитесь расслаблению (контакт с природой, прослушивание успокаивающей музыки).

Аутоагрессия у ребенка

Детская аутоагрессия поддается лечению посредством проявления заботы, ласки и любви со стороны родителей, самых близких людей малыша. Если вы заметили, что ребенок начинает, например, биться головой о стену, царапать себя, не показывайте ему свой испуг. Здесь уместно поговорить о том, кто его обидел, нарисовать обидчиков, изобразив их в нелепой форме. Этот вариант не помогает? Как только ребенок начинает себе вредить, одарите его нежностью и заботой. Чтобы избавить чадо от саморазрушительного поведения, чаще хвалите его, а самое главное – не занимайтесь .


Аутоагрессия у подростков

Осознанная или неосознанная аутоагрессия проявляется у тинейджеров с низкой стрессоустойчивостью и у тех, кто эмоционально нестабилен. Здесь уместно поговорить с подростком, дать понять, что вы хотите ему помочь. Выслушайте его. Главное обратить внимание тинейджера на его достоинства, сильные стороны характера (предложить вместе составить список положительных качеств). Важно дать понять, что он всегда может рассчитывать на помощь взрослых.

Аутоагрессия у взрослых

Аутоагрессия, лечение у взрослых которой протекает не так легко, как у дошкольников или подростков, может исчезнуть. На первом месте стоит общение с психотерапевтом, если это нелегко осуществить, тогда во время приступов агрессии рекомендуется вести дневник, окружить себя людьми, которые помогут под другим углом взглянуть на собственную жизнь. Уместно пересмотреть отношение к своей проблеме, взять ответственность за собственную жизнь и поверить в то, что, какой бы неразрешимой не казалось ситуация, ее можно исправить.


Профилактика аутоагрессии

Если лечение аутоагрессии – это не ваш случай, но вам иногда присуще саморазрушающее поведение, тогда уместно заняться его профилактикой. Нужно научиться корректно выражать свою злость, уметь отстаивать свое мнение. Если переполняют , перенаправьте их на занятие творчеством, спортом (побейте боксерскую грушу после тяжелого рабочего дня, порелаксируйте на йоге).

Аутоагрессия – книги

Аутоагрессия, литература о которой поможет каждому детальнее узнать, что это такое и как его лечить, являет собой саморазрушающее поведение, о котором можно говорить очень много:

  1. «Роль и место феномена аутоагрессии в семьях больных алкогольной зависимостью » автора Меринова А. Вы узнаете о том, что такое «алкогольный» брак и как разводы влияют на аутоагрессивную личность.
  2. «Подросток. От саморазрушения к саморазвитию » Илатова А. Автор рассказывает о том, как аутодеструкция способна разрушить жизнь тинейджеру.
  3. «Защитные механизмы » Мак-Вильямс Н. Здесь вы проясните для себя, почему аутодеструкция рассматривается как защитный механизм психики.
  4. «Аутоагрессия, суицид и алкоголизм » Шустова Д. Книга будет полезна социальным и медицинским работникам, психологам, которые нередко в своей практике сталкиваются с этими тремя проблемами.

Дети у многих ассоциируются с радостью, счастьем, беззаботным весельем. Недаром ведь их называют цветами жизни. И только став родителями, можно в полной мере осознать, что и маленький человечек умеет не только радоваться. Он способен проявлять страх, злость, … Причем агрессия может быть направлена не только на других, но и на себя. У негатива, который ребенок направляет на самого себя, причиняя себе физические или психические (например, словами) страдания, есть название – аутоагрессия.

С этим явлением сталкиваются многие мамы. Они замечают, что ребенок бьет себя по голове или по другим частям тела, царапает, режет или вовсе стучит головой о стену. Есть и другой вариант, когда аутоагрессия у ребенка проявляется вербально. Например, он высказывается о себе резко негативно.

Человек, которому свойственна аутоагрессия, имеет внутренний конфликт, а также не умеет полноценно взаимодействовать с окружающим миром, приспосабливаться к нему. Подобное поведение, по мнению многих специалистов, является разновидностью психологической самозащиты. Когда по каким-то причинам ребенок не может направить агрессию на человека, доставляющего ему переживания (самый простой пример – дети зависят от родителей, поэтому не могут «наказать» их), он направляет ее на себя.

Есть несколько качеств, по которым можно определить, склонен ребенок к аутоагрессии или нет. Аутоагрессия у ребенка может проявиться, если он:

  • чаще испытывает негативные эмоции, нежели позитивные, проявляющиеся плачем, частым упадком настроения;
  • малообщителен, стеснителен;
  • излишне эмпатичен, благополучие других ставит выше своего благополучия;
  • склонен недооценивать себя, свое качества и способности.

Причины аутоагрессии у детей

Можно выделить две основные причины аутоагрессии:

  • ребенка часто наказывали;
  • он обладает повышенной эмоциональной чувствительностью.

Многие родители, узнав, каковы причины аутоагрессии у детей, начинают активно возмущаться: «Мы никогда не применяли физических наказаний в воспитании ребенка!» Но ведь наказывать можно не только физически. Часто детки, склонные к аутоагрессии, чувствуют недовольство родителей собой. Например, ребенка резко критикуют за то, что у него что-то не получается. Это тоже своего рода наказание. Следует понимать, что малыш только познает мир, никто не родился с запасом необходимых знаний и опыта. К тому же в дошкольном возрасте он склонен подражать взрослым, пытается многому у них научиться. Логично, что первые попытки, скорее всего, будут не совсем удачными. Поэтому если у ребенка что-то не получается (например, он не сразу освоил процедуру завязывания шнурков или испортил первое собственноручно сделанное тесто для печенья), его нельзя за это осуждать или ругать. В противном случае ребенок может испугаться излишне негативной и бурной реакции родителей и начать «опережать» их действия, «наказывать» сам себя, чтобы взрослые не стали на него злиться и не кричали – он ведь уже принял меры.

Что касается эмоциональной чувствительности, это значит, что ребенок слишком сильно сопереживает другим людям. Например, если его друг поранился, он может наносить увечья себе, чтобы как бы снять часть боли с товарища. Или встречаются еще такие ситуации, когда взрослые пытаются шантажировать ребенка своими переживаниями. Например, если малыш что-то отказывается делать, бабушка делает вид, что плачет. Или мама показывает, что чрезвычайно расстроена и ей плохо. Дети разные – одни расстраиваются лишь немного, другие пугаются до глубины души и уже готовы сделать все, что от них хотят. А потом наказывают себя за то, что причинили боль и страдания своим близким.

У деток разных возрастов аутоагрессия возникает по разным причинам:

Родителей, дети которых склонны истязать сами себя, не могут не задаваться вопросом – что же делать? Прежде всего, оказывать ребенку внимание и поддержку, а также действовать по ситуации. Но не показывать испуг (а то чадо может «наказать» себя еще больше), не злиться и не проявлять равнодушие. Действовать спокойно, но действовать обязательно. Если вы видите, что ребенок нуждается в ласке – обнимите его, посидите с ним. Если не нуждается, не стоит ему ее навязывать. Лучше постарайтесь его отвлечь каким-то занятием. Например, можно почитать ему интересную книгу. Или вместе «выпускать» пар: рисовать обидчиков, изображая их в нелепом виде, метать дротики или мячи (только сначала убедитесь, что случайно не сможете кого-либо травмировать во время этого занятия), колотить резиновым молоточком по мебели (стараясь ничего не сломать и не разбить).

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

    Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

    Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

    Застенчивость, низкая коммуникабельность.

    Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

    Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

    Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

    Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

    Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

Библиотека
материалов

Занятие 1.

Занятие 2.

Релаксация.

Цель занятия:

Занятие 3.

Цель занятия:

Занятие 4.

Формирование смысла жизни.

Цель занятия:

Занятие на целеполагание

Занятие 5.

Обращение к себе.

Цель занятия:

Введение

Объект:

Цель:

Задачи:

    обучение приемам переосмысления ценностей.

Методики:

    арт –терапия;

    гештальт-терапия;

    медитация.

Методические приемы:

    беседа;

    дискуссия;

    ролевые игры;

Программа предназначена для подростков и включает занятия, направленные на профилактику суицидальных намерений, снятия тревожности, психоэмоционального напряжения, формирование приёмов релаксации. Программа состоит из пяти занятий. Продолжительность каждого занятия 1,5 - 2 часа.Количество подростков – от 5 до 10 человек.

Занятие 1.

Знакомство. Правила групповой работы.

Цель:

- знакомство;

1. Введение.

2. Знакомство.

Эмоциональная разгрузка.

Обсуждение (вопросы):

Каково ваше настроение?

1. « Здесь и теперь» (каждый участник сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих в группе в данный момент времени, обсуждаются только те чувства, мысли и переживания, которые возникают во время работы группы).

2. Активность. Это норма поведения, в соответствии с которой каждый член группы реально включен в работу группы; от активности каждого члена группы выигрывают все; не стоит замыкаться в себе, даже если узнали о себе не очень приятное.

3. Соблюдение конфиденциальности. Имеется в виду, что все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Не стоит обсуждать чьи – то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Это естественное этическое требование, которое будет способствовать созданию атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

4. Откровенность и искренность в допустимых пределах. Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует. Чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа в целом. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса - лучше промолчать или отказаться от высказывания.

5. Правило «Стоп!». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать возможно реже, т.к. оно ограничивает человека в познания себя.

5. Принцип « Я». Очень важное правило. Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «все так думают», «большинство так считают». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думая…», «я чувствую…», «я ощущаю…», «мне кажется….». Это поможет вам приобрести навыки самоанализа и рефлексии и напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

6. Уважение говорящего. Когда высказывается кто – то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем его (говорить по одному).

7. Обратная связь. Этот принцип выражается в передаче своих чувств, даже негативных.

8. Толерантности (терпимости). Члены группы должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали).

Нельзя:

Сплетничать;

Врать;

Критиковать;

Перебивать;

Опаздывать;

Упражнение 5. «Лови диван».

Цели:

Снятие напряжения;

Сплочение группы.

Подведение итогов.

Прощание.

Занятие 2.

Релаксация.

Цель занятия: обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Материалы: мяч.

Задание 1.

Упражнение 2.

1 упражнение.

2 упражнение.

3 упражнение.

4 упражнение.

5 упражнение.

6 упражнение.

Обсуждение:

1. Беседа.

Обсуждение:

1. Беседа.

2. Упражнение.

Этап 1.

Этап 2.

Этап 3.

Этап 4.

Обсуждение:

У кого получилось расслабление?

Как вы себя чувствуете?

Обсуждение:

Какие трудности испытали при выполнении упражнения?

Обсуждение:

Удалось ли снять напряжение?

Какие трудности испытали при выполнении упражнения?

Что еще нам может помочь?

1. Беседа .

2. Упражнение.

Формула покоя.

Ты расслабляешься.

Ты на большом широком лугу.

«Путешествие».

Ты удивленно идешь к нему.

Наконец ты дошел до него.

Ты поднимаешься в нее.

Вдох и выдох, вдох и выдох.

Люди машут, они как точки.

Он парит над лугом.

Ели – темная зелень.

Ты видишь животных на лугу.

Белые точки – утки, гуси.

Ты двигаешься к ним.

Все дышит покоем.

Ты совершенно спокоен.

Ты совершенно спокоен и расслаблен.

Ты паришь – ты очень легкий.

Ты совершенно спокоен и расслаблен.

«Возвращение».

Теперь глубоко вдохни.

Сожми руки в кулаки.

Потянись всем телом и зевни.

Обсуждение:

Что они сейчас чувствуют?

Домашнее задание.

Подведение итогов.

Что важного и интересного было для вас на занятии? (отвечаем по кругу).

Прощание.

Занятие 3.

Управление психическим состоянием.

Цель занятия: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Упражнение 1. «Дыхание»

Материалы: не требуются.

Методика.

Упражнение 2. «Горящая свеча»

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: свеча, спички.

Методика.

Упражнение 3. «Мета-позиция»

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: не требуются.

Методика.

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: не требуются.

Методика.

Упражнение 5. «Настроение».

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Методика.

Завершение работы.

Занятие 4.

Формирование смысла жизни.

Цель занятия: обучение приемам переосмысления ценностей.

Упражнение 1. «Зачем жить»

    Почему вы так думаете?

    Если да то почему

Как начать это делать?

Заполните промежутки:

    думаю, это потому что…

Заполните промежутки:

Подведение итогов.

Что важного и интересного было для вас на занятии? (отвечаем по кругу).

Прощание.

Занятие 5.

Обращение к себе.

Цель занятия: изменение жизненных ценностей, формирование уверенности в себе.

Цель:пересмотреть жизненные ценности.

Заполнить анкету:

Мои жизненные ценности

в данный момент

Обсуждениежизненных ценностей в группе:

Есть ли альтернативные?

Цель:снятие эмоциональной тревожности и повышение уверенности в себе.

Анализ результатов.

Упражнение 3. «Без маски».

Цель:формирование уверенности в себе.

«Верю, что я ещё…»

Цель:планирование жизненного пути.

Обсуждение.

Подведение итогов.

Список литературы.

1993 год.

1993 год.

РСФСР, М., т.82.

Справка.

В учреждении имеется кабинет для групповой работы с осужденными, материально-техническое оснащение включает в себя:

Площадь помещения 30 кв.м;

Температурный режим 25 % С;

В кабинете 2 окна, обеспечивающие достаточное освещение (на окнах тюль);

Искусственное освещение: 4 люстры по 3 лампочки в каждой;

На стенах однотонные обои светло-бежевого оттенка;

2 кресла с высокой спинкой;

Журнальный столик;

Тумба под аудиоаппаратуру, видеоаппаратуру;

Цветной телевизор с диагональю 50 см, музыкальный центр, видеомагнитофон, кассетный магнитофон;

Живые цветы в количестве 13 штук;

Аквариум с рыбками;

2 письменных стола, стулья.

Количество осужденных, состоящих на профилактическом учёте 105 человек, снятых с профилактического учёта 1 человек.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Программа профилактики суицидального поведения среди подростков.

Введение

Феномен суицида (самоубийства или попытки самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особенными, личностно значимыми психотравмирующими событиями, возникновением дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов.

Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. В зависимости от типов суицидальных попыток поведение может быть истинным, демонстративно-шантажным и аффективным.

Самоубийство – сложная многогранная проблема, которая является результатом различного рода психофизических, психологических, социальных, нравственных и социокультурных факторов, следствием физических и эмоциональных перегрузок, социально-психологической дезадаптации, дефектов нравственного воспитания личности.

Актуальность проблемы профилактики суицидальных проявлений определяется тем, что большая часть самоубийств, среди подростков совершается по причине возникших трудностей психологической адаптации к новым условиям жизни, необходимостью построения новых специфических социальных контактов, исполнению новых социальных ролей и т.д. В специфических условиях под воздействием стрессогенных факторов, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации. Некоторые поростки не умеют адекватно реагировать и воспринимать происходящее вокруг них, у них развивается негативное отношение ко всему происходящему, в связи с этим появляется отсутствие веры в собственные возможности и социальную поддержку. Но существуют и индивидуальные причины самоубийств: разочарования в жизни, в идеалах, несчастная любовь, большой срок наказания, дурная наследственность, семейные проблемы и прочее. Подросткам–суицидентам зачастую присущи: демонстративное поведение, которое может проявляться в привлечении внимания окружающих к своей персоне, неадекватные поступки и высказывания, целью которых является получение сочувствия со стороны окружающих. Самоубийство совершается людьми различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее личностной оценки, как непереносимой. Вместе с тем суицидентам свойственны некоторые общие черты личности степень выраженности, которых различна. К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений, низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе, трудности в волевых усилиях при принятии решений, тенденцию к самообвинению, преувеличение своей вины, высокий уровень тревожности, недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности. С целью профилактики суицидальных намерений, а также формирования у подростков внутреннего состояния уверенности разработана настоящая программа. Основным содержанием общего направления профилактической работы является ослабление и по возможности устранение социальных и социально психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения.

Объект: подростки в возрасте 15-19 лет.

Цель: профилактика суицидальных проявлений.

Задачи:

· обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения;

· обучение приемам снятия состояния тревожности;

· развитие и удержание внутреннего состояния уверенности;

· обучение приемам переосмысления ценностей.

Методики:

· арт –терапия;

· гештальт-терапия;

· телесотерапия (упражнения на дыхание, снятие психофизической и эмоциональной тревожности);

· медитация.

Методические приемы:

· беседа;

· дискуссия;

· ролевые игры;

· приемы релаксации (мышечная релаксация, дыхательные упражнения).

Занятие 1.

Знакомство. Правила групповой работы.

Занятие 2.

Релаксация.

Цель занятия: обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения.

обучение самостоятельному, сознательному и преднамеренному формированию заданного эмоционального состояния с помощью репродуцирования эмоционально окрашенных представлений, образов и динамичных ситуаций (сюжетов).

обучение дыхательным упражнениям с целью снятия напряжения гортани, глотки, диафрагмы и брюшного пресса.

Занятие 3.

Цель занятия: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Занятие 4.

Формирование смысла жизни.

Цель занятия: обучение приемам переосмысления ценностей.

Занятие на целеполагание

Занятие 5.

Обращение к себе.

Цель занятия: изменение жизненных ценностей, формирование уверенности в себе.

Программа профилактики суицидального поведения среди подростков.

Введение

Феномен суицида (самоубийства или попытки самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особенными, личностно значимыми психотравмирующими событиями, возникновением дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов.

Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. В зависимости от типов суицидальных попыток поведение может быть истинным, демонстративно-шантажным и аффективным.

Самоубийство – сложная многогранная проблема, которая является результатом различного рода психофизических, психологических, социальных, нравственных и социокультурных факторов, следствием физических и эмоциональных перегрузок, социально-психологической дезадаптации, дефектов нравственного воспитания личности.

Актуальность проблемы профилактики суицидальных проявлений определяется тем, что большая часть самоубийств, среди подростков совершается по причине возникших трудностей психологической адаптации к новым условиям жизни, необходимостью построения новых специфических социальных контактов, исполнению новых социальных ролей и т.д. В специфических условиях под воздействием стрессогенных факторов, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации. Некоторые поростки не умеют адекватно реагировать и воспринимать происходящее вокруг них, у них развивается негативное отношение ко всему происходящему, в связи с этим появляется отсутствие веры в собственные возможности и социальную поддержку. Но существуют и индивидуальные причины самоубийств: разочарования в жизни, в идеалах, несчастная любовь, большой срок наказания, дурная наследственность, семейные проблемы и прочее. Подросткам–суицидентам зачастую присущи: демонстративное поведение, которое может проявляться в привлечении внимания окружающих к своей персоне, неадекватные поступки и высказывания, целью которых является получение сочувствия со стороны окружающих. Самоубийство совершается людьми различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее личностной оценки, как непереносимой. Вместе с тем суицидентам свойственны некоторые общие черты личности степень выраженности, которых различна. К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений, низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе, трудности в волевых усилиях при принятии решений, тенденцию к самообвинению, преувеличение своей вины, высокий уровень тревожности, недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности. С целью профилактики суицидальных намерений, а также формирования у подростков внутреннего состояния уверенности разработана настоящая программа. Основным содержанием общего направления профилактической работы является ослабление и по возможности устранение социальных и социально психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения.

Объект: подростки в возрасте 15-19 лет.

Цель: профилактика суицидальных проявлений.

Задачи:

· обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения;

· обучение приемам снятия состояния тревожности;

· развитие и удержание внутреннего состояния уверенности;

· обучение приемам переосмысления ценностей.

Методики:

· арт –терапия;

· гештальт-терапия;

· телесотерапия (упражнения на дыхание, снятие психофизической и эмоциональной тревожности);

· медитация.

Методические приемы:

· беседа;

· дискуссия;

· ролевые игры;

· приемы релаксации (мышечная релаксация, дыхательные упражнения).

Программа предназначена для подростков и включает занятия, направленные на профилактику суицидальных намерений, снятия тревожности, психоэмоционального напряжения, формирование приёмов релаксации. Программа состоит из пяти занятий. Продолжительность каждого занятия 1,5 - 2 часа.Количество подростков – от 5 до 10 человек.

Занятие 1.

Знакомство. Правила групповой работы.

Цель:

Знакомство;

Создание доверительной, дружелюбной атмосферы;

Дать общее представление о программе и ее задачах;

Ознакомление с правилами работы группы и их принятие;

Формирование сплоченности и работоспособности группы.

1. Введение.

Представляю цель и задачи программы тренинга.

2. Знакомство.

Данный этап позволяет настроить участников тренинга на последующую работу. Поэтому на этом этапе необходимо создать демократичную, располагающую атмосферу. Знакомство начинается с того, что психолог рассказывает о своей профессиональной деятель­ности, опыте работы, личных ожиданиях и о пожеланиях относи­тельно предстоящей работы. Не рекомендуется ограничиваться высказыванием типа: «Меня зовут...».

Эмоциональная разгрузка.

Участники и ведущий садятся по кругу. Каждый участник, начиная с ведущего, называет свое имя и два каких – либо своих качеств (позитивные и негативные), начинающихся с той же буквы, что и имя. (Владимир – великий, взволнованный, волевой и т.д.)

Обсуждение (вопросы):

Какие чувства вы испытывали в ходе упражнения?

Каково ваше настроение?

С кем из членов группы вы чувствуете наибольшее сходство (различие)?

Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

4. Принятие правил работы группы.

Представление и обсуждение правил работы в группе:

1. « Здесь и теперь» (каждый участник сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих в группе в данный момент времени, обсуждаются только те чувства, мысли и переживания, которые возникают во время работы группы).

2. Активность. Это норма поведения, в соответствии с которой каждый член группы реально включен в работу группы; от активности каждого члена группы выигрывают все; не стоит замыкаться в себе, даже если узнали о себе не очень приятное.

3. Соблюдение конфиденциальности. Имеется в виду, что все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Не стоит обсуждать чьи – то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Это естественное этическое требование, которое будет способствовать созданию атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

4. Откровенность и искренность в допустимых пределах. Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует. Чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа в целом. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса - лучше промолчать или отказаться от высказывания.

5. Правило «Стоп!». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать возможно реже, т.к. оно ограничивает человека в познания себя.

5. Принцип « Я». Очень важное правило. Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «все так думают», «большинство так считают». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думая…», «я чувствую…», «я ощущаю…», «мне кажется….». Это поможет вам приобрести навыки самоанализа и рефлексии и напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

6. Уважение говорящего. Когда высказывается кто – то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем его (говорить по одному).

7. Обратная связь. Этот принцип выражается в передаче своих чувств, даже негативных.

8. Толерантности (терпимости). Члены группы должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали).

Нельзя:

Начинать свою речь словами «Мы, они»;

Сплетничать;

Шуметь, когда кто – то говорит;

Врать;

Критиковать;

Перебивать;

Опаздывать;

Объяснять мысли, действия или поступки другого члена группы.

Принятие правил необходимо для создания психологического климата безопасности в группе, относительно каждого участника, и чувства доверия по отношению друг к другу.

Упражнение 5. «Лови диван».

Цели:

психогимнастическое упражнение направленное на:

Снятие напряжения;

Продолжение знакомства членов группы;

Создание атмосферы открытости, доверия участников;

Сплочение группы.

Задание: Все встают в круг. Каждый из вас по очереди начинает кидать напротив стоящему члену группы воображаемые вещи. Одновременно с броском произносится имя члена группы и название вещи. Например, «Николай, лови книгу». Задача того, кому кидают вещь, поймать её или не поймать (вместо этого присесть) в соответствии с характером вещи (например, кровать или диван).

Подведение итогов.

Что важного и интересного было для вас на занятии? (отвечаем по кругу).

Прощание.

Занятие 2.

Релаксация.

Цель занятия: обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Материалы: мяч.

Упражнение 1. «Твоя сильная сторона».

Цель: психогимнастическое упражнение, направленное на формирование обратной связи.

Задание 1.

Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге и сделаем это следующим образом. Закроем глаза и мысленно пройдем по кругу. Остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть сильные стороны, достоинства. Приступили к работе.

Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, которого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч, передает его следующему и скажет о его сильной стороне или безусловном достоинстве и т.д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого члена группы. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах. Начали!

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? – и зафиксировать появляющиеся в ходе выполнения этого упражнения позитивные чувства и эмоции.

Упражнение 2.

Придумайте самую жуткую ситуацию, которая ввергла бы вас в предельное отчаяние, ужас – все что угодно! Сели в «позу кучера», закрыли глаза и начали расслабляться.

1 упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно – полосатой мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

2 упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудов конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая, затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

3 упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».

4 упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

5 упражнение. Вызывание ощущение тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

6 упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Я весь расслаблен. Мне хорошо и комфортно. Мне радостно и легко. Глаза открыли, потянулись и улыбнулись.

Обсуждение:

У кого получилось расслабление?

Какие трудности, если они были, испытывали при выполнении упражнений?

Как себя чувствуете? (подвести к пониманию того, что эта работа позволила осознать свой опыт и расширить его за счет опыта других участников группы).

Упражнение 3. «Сюжетное воображение».

Цель: обучение самостоятельному, сознательному и преднамеренному формированию заданного эмоционального состояния с помощью репродуцирования эмоционально окрашенных представлений, образов и динамичных ситуаций (сюжетов).

1. Беседа.

Формирование эмоционально значимых сюжетных представлений начинается с постановки цели: какое эмоциональное состояние надлежит моделировать. В зависимости от выбранной цели определяется и цвет, соответствующий нужной эмоции. Выбранный цвет служит базой для формирования словесного самоприказа.

2. Сюжетное упражнение «Парк».

Цель: создать состояние покоя, внутреннего комфорта, ленивой истомы, глубокого отдыха. Основные сенсорные представления – зрительные. Сели удобно, закрыли глаза. Каждый дает себе самоприказ: «Зеленая – зеленая зелень. Зеленая – зеленая листва. Зеленая листва шелестит».

Образная развертка: «Представьте себя в парке в теплый и солнечный летний день Солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы. Телу тепло, но не жарко (температурный образ). Листва свежая, яркая (цветовой образ). Просторные поляны и аллеи уходят вдаль (пространственный образ). Листва шелестит на слабом ветру, далекие и неясные голоса людей (звуковой и осязательный образы). Запах свежей листвы (обонятельный образ). Плавная негромкая музыка, льющаяся из парковых репродукторов (музыкальное подкрепление)». Следует вжиться в эту картину, прочувствовать и зафиксировать ее в сознании.

Обсуждение:

Удалось ли визуализировать сюжет «Парк» в своем воображении?

Какие чувства при этом испытали?

Какие трудности, если они были, встретились при выполнении этого упражнения?

Как сейчас себя чувствуете?

В каких ситуациях можно применять это упражнение?

Упражнение 4. «Ненужное - продышите».

Цель: обучение дыхательным упражнениям с целью снятия напряжения гортани, глотки, диафрагмы и брюшного пресса.

Материалы: текст дыхательного упражнения.

1. Беседа.

Сознательный контроль дыхания является самым древним из известных методов снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций. Существует три основных типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагмальное. Самыми эффективными способами достижения релаксации являются приемы диафрагмального дыхания, которым к тому же легче научиться. Произвольная регуляция дыхания – наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Его можно использовать в самых разнообразных обстоятельствах, вызванных как условиями окружающей среды, так и поведенческими факторами.

2. Упражнение.

Сейчас мы проделаем дыхательное упражнение, предназначенное для вызывания (30 – 60 секунд) состояния релаксации.

Этап 1. Займите удобное положение. Положите левую руку (ладонью вниз) на живот, точнее на пупок. Теперь положите правую руку так, чтобы вам было удобно, на левую. Глаза могут оставаться открытыми, однако с закрытыми глазами будет легче выполнять второй этап этого упражнения.

Этап 2. Вообразите себе пустую бутылку или мешок, находящийся внутри нас – там, где лежат ваши руки. На входе представляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний мешок. По мере заполнения мешка воздухом ваши руки будут подниматься. Продолжая вдох, представляйте, что мешок целиком заполняется воздухом. Волнообразное движение, начавшееся в области живота, переходит в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Полная продолжительность вдоха для первой и второй недели должна составлять 2 секунды, затем по мере совершенствования навыка, ее можно увеличить до 2,5 – 3 секунд.

Этап 3. Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри мешка. Повторяйте про себя фразу: «Мое тело спокойно». (не более 2 секунд).

Этап 4. Медленно начинайте выдыхать – опустошать мешок. По мере того, как делаете это, повторяйте про себя фразу: «Мое тело спокойно». С выходом ощущайте, как опускаются приподнятые ранее живот и грудная клетка. Этот этап не должен длиться меньше двух предыдущих, а спустя 1 – 2 недели занятий его можно увеличить на секунду.

Повторите это четырехступенчатое упражнение подряд только 3 – 5 раз. Если у вас появится головокружение, остановитесь. Поскольку этот вариант релаксации носит характер навыка, можно его практиковать по меньшей мере 10 – 20 раз в день, в стрессовых ситуациях, должны заниматься им систематически.

Обсуждение:

У кого получилось расслабление?

Как вы себя чувствуете?

Какие трудности испытали при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Собачье дыхание».

Чтобы продышать отрицательные эмоции применяют «собачье дыхание». Это быстрое и очень поверхностное дыхание, дыхание горлом, через рот. Несколько минут такого дыхания – и ненужные эмоции сбрасываются. С помощью воображения представьте ситуацию, в которой вы испытывали гнев и обиду на кого – либо. Проделаем это упражнение. Представили, войдите в это состояние. Если вы почувствовали напряжение, начинайте выполнять это упражнения 2 – 3 минуты.

Обсуждение:

Удалось ли снять напряжение?

Какие трудности испытали при выполнении упражнения?

4. Упражнение «Вибрация на вдохе».

Иногда выполнения этого упражнения не хватает для снятия имеющегося напряжения, т.е. избавления от негативных переживаний, тогда нужно добавить следующий вид дыхания – «вибрации на вдохе» Для этого нужно сделать несколько полных йоговских дыханий, потом задержать воздух на вдохе и сделать несколько (до 10 раз) движения диафрагмой туда – сюда. В этом случае происходит массаж внутренних органов, и сбрасываются напряжения там, где другим путем добиться расслабления не удается. Проделаем это упражнение. Представили, войдите в это состояние. Если вы почувствовали напряжение, начинайте выполнять это упражнения 2 – 3 минуты.

Обсуждение:

Удалось ли снять напряжение?

Какие трудности испытали при выполнении упражнения?

Мы обучились простым и доступным приемам работы с нашими негативными переживаниями.

Что еще нам может помочь?

Конечно же – здоровый образ жизни.

Упражнение 5. «Путешествие в мир фантазий».

Цель: обучение расслаблению и пробуждению органов чувств.

1. Беседа .

Мы обучались полному или частичному мышечному расслаблению в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки. Но произвольное расслабление может быть вызвано также принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц и представлением идиллических картин. Сейчас мы проделаем путешествие на воздушном шаре.

2. Упражнение. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза (можно выполнять лежа или сидя). Для этого, чтобы вы настроились на это путешествие, я вслух начну зачитывать «Формулу покоя», а затем мы совершим наше путешествие.

Формула покоя.

Ты тяжело и расслабленно лежишь на полу (сидишь в кресле).

Ты совершенно осознанно и интенсивно ощущаешь свое тело.

Ты очень тяжелый, расслабленный и спокойный.

Твои плечи и руки очень тяжелые.

Твой затылок и руки очень тяжелые.

Твое лицо совершенно расслабленно и спокойно.

Ты расслабляешься.

Ты снимаешь с себя все напряжение.

Ты совершенно спокоен и расслаблен.

Ты совершишь сейчас путешествие на воздушном шаре.

Ты на большом широком лугу.

Ты бежишь по этому лугу голыми ногами.

Ступнями ты чувствуешь траву.

Ты ощущаешь траву, землю – теплую, как солнце.

«Путешествие».

Ты видишь вдали на лугу большой воздушный шар.

Ты удивленно идешь к нему.

Наконец ты дошел до него.

Он большой, он легко раскачивается на ветру, удерживаемый канатом.

Перед тобой гондола – плетеная корзина.

Ты останавливаешься перед ней.

Ты поднимаешься в нее.

Канат развязывается, шар медленно отделяется от земли.

Ты медленно поднимаешься вверх, все выше.

Ты ощущаешь воздух, который с шелестом обтекает тебя.

Тихо здесь, наверху, совершенно тихо.

Ты ощущаешь свое дыхание, совершенно ровное и спокойное.

Вдох и выдох, вдох и выдох.

Ты поднимаешься выше, все выше и выше.

Луг под тобой становится все меньше.

Он кажется нарисованным разными красками.

Люди машут, они как точки.

Он парит над лугом.

Ели – темная зелень.

Лиственные деревья – густая и светлая зелень.

Там внизу блестит вода: небольшая река или озеро.

Деревня – как из книги сказок, как будто собранная из игрушечного конструктора.

Ты видишь животных на лугу.

Белые точки – утки, гуси.

Далеко на горизонте поднимаются высокие большие горы.

Ты двигаешься к ним.

Ты подлетаешь к ним совсем близко.

Ты проплываешь на своем шаре над ними.

Маленький клочок снега лежит в темной расщелине.

Вершины гор так близки, что тебе кажется, будто ты можешь дотронуться до них.

Все дышит покоем.

Ты совершенно спокоен.

Только нежный шелест воздуха сопровождает тебя.

Твое дыхание абсолютно спокойное и ровное.

Ты совершенно спокоен и расслаблен.

Ты паришь – ты очень легкий.

Внутри тебя покой. Великий покой.

Наступает вечер – опускаются сумерки.

Пора снова опускаться на землю.

Ты находишь место, где хочешь приземлиться.

Затем ты медленно, осторожно опускаешься вниз.

Ты снова на земле, ты хорошо себя чувствуешь.

Ты совершенно спокоен и расслаблен.

«Возвращение».

Теперь глубоко вдохни.

Сожми руки в кулаки.

Потянись всем телом и зевни.

Вы все спокойны, вы уверенны в себе, вы полны энергии, вы готовы к активной дальнейшей работе.

Обсуждение:

Всем ли удалось визуализировать картинки путешествия?

Что они сейчас чувствуют?

Можно ли сравнить физическое состояние до, и после выполнения упражнения?

В каких случаях можно прибегать к помощи данного упражнения?

Домашнее задание.

Сегодня мы на занятии обучались умениям релаксации. Выполняйте дыхательные упражнения в самых разнообразных обстоятельствах, вызванных как условиями окружающей среды, так и поведенческими факторами. Упражнения можно практиковать 10 – 20 раз в день, утром, нем и вечером, а также в стрессовых ситуациях. После 1 – 2 недель регулярных занятий вы будете способны на время расслабиться моментально, если этим заниматься систематически.

Подведение итогов.

Что важного и интересного было для вас на занятии? (отвечаем по кругу).

Прощание.

Занятие 3.

Управление психическим состоянием .

Цель занятия: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Упражнение 1. «Дыхание»

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: не требуются.

Вступительное слово: Дыхание - есть жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности дышать, по сравнению с которой всё остальное уходит на задний план и хоть на мгновение, но теряет свою актуальность. Это мгновение - ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под воздействия тревожности и стресса.

Методика.

Упражнение должно проходить следующим образом: расположитесь удобно на стуле, с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову. Сядьте прямо и выдохните весь воздух из легких. С выдохом расслабьтесь. Крепко возьмитесь обеими руками за края сиденья и на вдохе потяните его вверх, словно пытаясь поднять стул. Напрягите руки, живот и остальные мышцы тела, продолжая как будто поднимать стул, на котором сидите. Сохраняя напряжение во всем теле, задержите дыхание. Медленно выдохните через нос, расслабляя тело и отпуская сиденье. После выдоха полностью расслабьтесь. Нигде в теле не должно оставаться напряжения.

Выполните три-пять таких циклов. Время вдоха, выдоха и задержки дыхания определяйте в соответствии с состоянием вашего здоровья и вашим ритмом дыхания. Если у вас повышенное давление, то практикуйте только расслабляющий способ дыхания, без фазы напряжения на вдохе. Тогда с каждым выдохом освобождайтесь от оставшегося в вас напряжения.

Упражнение 2. «Горящая свеча»

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: свеча, спички.

Вступительное слово: Расслабляющее свойство выдоха используется еще полнее при дыхании с горящей свечой.

Методика.

Упражнение должно проходить следующим образом: поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Округлите губы и медленно сделайте выдох на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струёй воздуха. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения. Выполняйте это упражнение в течение пяти минут.

Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет освобождать Вас от всего, что мешает вам быть свободными и спокойными.

Упражнение 3. «Мета-позиция»

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: не требуются.

Методика.

Упражнение должно проходить следующим образом: представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как бы со стороны, как будто смотрите о себе фильм. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, вроде гнева, но не действуете на основании этого гнева. Главное - не дайте себе "втянуться" в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо, для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне. Теперь вы смотрите на внешние обстоятельства как зритель, молчаливый свидетель, отошедший на минуту, чтобы оценить ситуацию. Водоворот больше не кружит вас словно пробку в стремительном, бурном потоке. Оцените ситуацию и примите решение о дальнейших действиях: как вам следует себя вести оптимальным образом; какой ресурс для этого нужен; где вы его может взять прямо сейчас.

Упражнение 4. «Ресурсное состояние».

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: не требуются.

Вступительное слово: Самый надежный источник ресурса - вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться. Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность.

С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и т.д. Все, что для этого надо сделать - это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас. Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием - как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.

Методика.

Упражнение должно проходить следующим образом: вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу. С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности.

Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его. Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе, и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание.

Упражнение 5. «Настроение».

Цель: обучение приемам снятия состояния тревожности.

Материалы: карандаши или фломастеры, лист бумаги.

Методика.

Упражнение должно проходить следующим образом: сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами - чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на лист бумаги, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно. Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны. После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок.

Завершение работы.

Проводится итог очередного занятия. Ведущий предлагает участникам высказаться о том, что на их взгляд происходило на сегодняшнем занятии. Необходимо побуждать участников поделится чувствами, впечатлениями.

Занятие 4.

Формирование смысла жизни.

Цель занятия: обучение приемам переосмысления ценностей.

Упражнение 1. «Зачем жить»

Если в настоящее время вы считаете, что жизнь просто одна бессмысленность, и страдаете от внутренней пустоты, то попробуйте разобраться в себе, ответив на следующие вопросы:

- Верите ли вы, что человек нуждается в ком-то или в чем-то, для того, чтобы жить?

- Почему вы так думаете?

- Есть ли в вашей жизни кто-то или что-то, ради чего вы живете?

- Если да, то что это и почему?

- Есть ли кто-то или что-то в вашей жизни, за кого бы вы отдали жизнь, если в том есть необходимость

- Если да то почему

- Назовите некоторые другие вещи, которые обычно имеют значение для др.людей?

- Есть ли какие-либо вещи, ради которых они живут?

- Могут ли они отдать жизнь за них?

Упражнение 2. «Смысл находится в задачах».

Люди могут находить смысл жизни:

- в решении творческих задач (в их планировании, работе над ними, завершении);

- переживании любви, истиной красоты;

- глубоком узнавании одного или более людей во всей их неповторимости;

- борьбе с неизбежными страданиями.

- Напишите какие-либо бессмысленные, по Вашему мнению, задачи, которые Вам или др. приходится выполнять.

Сделайте то же самое для задач, имеющих смысл.

Объясните, почему каждая из них имеет или не имеет смысла?

Если Ваша жизнь полна бессмысленных задач, Вы нуждаетесь в том, чтобы или найти ценности и смысл в ней, или изменить себя, или изменить свои задачи.

Упражнение 3. «Смысл в положительных переживаниях».

Напишите некоторые большие и малые переживания любви, единения, красоты, радости, которые дают смысл Вашей жизни.

Выберите те переживания, которые не имеют прямого отношения к Вашей работе, образованию или решению жизненных задач.

Мои переживания, что или кто в них включено. Какой смысл имеет это событие.

Упражнение 4. «Смысл в страданиях».

Для мужественного человека, личности необходим поиск смысла в страданиях, которые нельзя обойти. Например, он может сказать: “Забота о моей матери в последние несколько месяцев ее жизни дала нашим отношениям новый смысл”.

Опишите переживания физических страданий. Которые вы наблюдали в жизни, на сцене по телевизору. Как их переносят? С мужеством или благородством? В слезах или гневе?

Какой смысл может быть найден в страданиях? Опишите также Ваши страдания. Как реагируют на них другие?

Упражнение 5. «Ваше мужество».

Вспомните какие-либо ситуации из Вашей жизни, в которых Вы оказались перед необходимостью изменить себя, когда Вам потребовалось мужество, а Вы чувствовали, что его не хватает.

Ситуации, которые требуют мужества (в которых чувствуешь себя неловко, испуганным).

Что я делаю с этими ситуациями и со своими чувствами.

Был ли я мужественным или нет?

Упражнение 6. «Побуждение в кризисе».

Ощущение кризиса и скуки – переживания, которые побуждают людей проверять свою жизнь и ценность.

Заполните предложения, чтобы понять мотивы изменения, которые вы ощущаете.

Кризисные события или чувства скуки, которые побуждают меня измениться…

Изменения, которые я провожу…

Составьте список некоторых Ваших сторон, которые считаете имеющими смысл и хотели бы сохранить и укрепить.

Например: “я нуждаюсь в моем чувстве юмора везде” или “ Моя деликатность всегда помогает мне”.

Сильные стороны, которые мне в себе не нравятся.

Потенциальные силы, которые я хочу развить в себе.

Упражнение 8. «От чего избавиться».

Напишите черты характера, от которых Вы хотели бы избавиться. Например: “Могу жить лучше без моего глупого языка”.

Как начать это делать?

Упражнение 9. «Сделайте свой план».

Бывает так, что человек испытывает трудности в планировании своей жизни, т.к. его учили это делать (Мои родители просто приказали мне измениться, но не подсказали, как это сделать).

Заполните промежутки:

- как создатель планов я …(умелый - неумелый)

- планы, которые я делаю, часто…

- думаю, это потому что…

- вообще говоря, я …удовлетворен своими способностями планировать.

- в своих планах я хочу улучшить…

- это улучшит меня, потому что я тогда буду…

Упражнение 10. «Прошлое, настоящее и будущее».

Люди, которые видят смысл жизни, могут объединить свои переживания в прошлом, жизни в настоящем и взгляде на будущее, в единое целое. (Я всегда помогал др., это важно для меня).

Могут ли Ваши прошлое, настоящее и будущее синтезироваться в одном предложении, которое описывает Вашу основную философию, смысл и цель Вашей жизни?

Такое предложение может прояснить Ваше направление самоизменения и оживить весь его процесс.

Заполните промежутки:

- из моих предыдущих размышлений о себе следует, что основное значение, смысл моей жизни может быть суммирован в словах…

- или, если кто-либо спросит меня: “Что является смыслом твоей жизни сейчас? Я могу ответить…”

Подведение итогов.

Что важного и интересного было для вас на занятии? (отвечаем по кругу).

Прощание.

Занятие 5.

Обращение к себе.

Цель занятия: изменение жизненных ценностей, формирование уверенности в себе.

Упражнение 1. «Мои ценности».

Цель:пересмотреть жизненные ценности.

Заполнить анкету:

Мои жизненные ценности до преступления

Мои жизненные ценности

в данный момент

Как изменятся мои жизненные ценности на свободе

Обсуждениежизненных ценностей в группе:

Какие жизненные ценности являются доминирующими для большинства осужденных?

Какие сферы жизнедеятельности преобладают при описании ценностей (работа, семья, здоровье и т.д.)?

Изменились ли жизненные ценности за последние годы и в чём они выражаются?

Нет ли противоречий в жизненных ценностях?

Есть ли альтернативные?

О каких жизненных позициях человека можно судить, исходя из его жизненных ценностей?

Всегда ли совпадают Ваши жизненные ценности и поступки?

Упражнение 2. «Уровень счастья».

Цель:снятие эмоциональной тревожности и повышение уверенности в себе.

Составьте список (перечень) всего того, за что Вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в Ваш список было включено всё, что стоит благодарности: солнечный день, своё здоровье, здоровье членов семьи, возможность читать, работать и т.п.

Анализ результатов.

Упражнение 3. «Без маски».

Цель:формирование уверенности в себе.

Читаете и продолжаете фразу без предварительной подготовки. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным. Члены группы будут внимательно слушать Вас, и если они почувствуют, что Вы неискренни и неоткровенны, вам придётся ещё раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить:

«Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня…»

«Мне очень трудно забыть, но я…»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»

«Мне бывает стыдно, когда я…»

«Особенно меня раздражает то, что я…»

«Мне особенно приятно, когда меня…»

«Знаю, что это очень трудно, но я…»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

«Верю, что я ещё…»

Упражнение 4. «План моей жизни».

Цель:планирование жизненного пути.

Вам предстоит наметить пятилетний план своей жизни.

Каковы Ваши три самые главные цели в предстоящем году?

От кого зависит их достижение?

Напишите те, которые зависят от Вас.

Что Вы уже теперь делаете, чтобы достичь каждой из этих целей?

Каких пять целей вы бы хотели добиться за ближайшие 5 лет?

Какова станет после этого Ваша жизнь?

Обсуждение.

Подведение итогов.

Психокоррекционные занятия лучше проводить в кабинете групповой работы. Количество подростков в группе 5 человек, состоящие на профилактическом учёте, как склонные к суициду и членовредительству, имеющие трудности в адаптации. Участники тренинга в процессе выполнения практических упражнений обучились навыкам релаксации, способам избавления от негативных эмоций, своё мировоззрение в отношении жизненных ценностей. Подростки намерены применять данные техники при возникновении сложных жизненных ситуаций. Задания, требующие от них словесных высказываний, обобщений, вызывали определённые трудности, связанные с недостаточным словарным запасом и уровнем их интеллектуального развития.

Список литературы.

1. Афанасьев Б.Н. «Суицид и профилактическая работа с суицидентом». Пермь, 1997 год.

2. Блок тренингов «СИНТОН - программа»; Москва 1999 год.

3. "Диагностика суицидального поведения". Методические рекомендации. Московский

НИИ психиатрии МЗ РСФСР. М., 1980.

Суицидальных состояний в условиях пенитенциарных учреждений». Тавда, 2001.

5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. “Психопрофилактика стрессов”. Москва 1993г.

6. Макшанов С.И. «Психология тренинга»; С.-Пб. 1997.

1993 год.

8. «Практика использования психотехники свободного дыхания» – Н.Коляну; Москва

1993 год.

9. Справочник по психологии и психотерапии; С-Пб. 2000.

10. Тарасов Е.А. «Популярная психотерапия»; М. 1997.

11. Тихоненко В.А. "Классификация суицидальных проявлений". Московский НИИ МЗ

РСФСР, М., т.82.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок" .

Пройдя курс Вы получите:
- Удостоверение о повышении квалификации;
- Подробный план уроков (150 стр.);
- Задачник для обучающихся (83 стр.);
- Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
- БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
- Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников - исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге - не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе - можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других - гордо уйти, а в каких-то - резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»