Бюджетный тур в Тибет "Священная гора Кайлас". Кора вокруг Кайласа, посещение озера Манасаровар

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя – таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через тур оператора «Кайлаш» так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду Смирнову Семёну. На этом моё небольшое отступление закончено.
Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

1.Фото группы.

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. У некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


2.фото площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.
Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


3.фото Ступа Свямбу


4.фот оСтупа Свямбу


5. фото индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять – это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа – сознание человека бессмертна. Смерть – это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души – сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа –сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом- Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности в разных религиях существуют ритуалы, которые помогают душе–сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны – скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


6.фото Пашупатинатх


7.фото статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх на котором ездил Шива


8.фото площадки для кремации тел умерших


9.фото в ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


10.фото пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и боннским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый боннский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря – это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение – я в Тибете и я как то успокоился – все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли – для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.




14.фото монастырь Самье в главном храме


15.фото монастырь Самье храмзащитников

Дальше нашп уть лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это неудивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения до сих пор. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, не смотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.





Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали боннские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько мне известно, в настоящее время китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Следующая точка нашего путешествия – монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какието важные моменты. Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.




Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица Тибета после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно неизвестно.

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гестхаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Былоздорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. В полнее комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.


24.фото озеро Манасаровар



На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен -место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе – это совершение хаджа, в христианстве –посещение местс вязанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор трудно доступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. Символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то,что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон –это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве тоже указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон – против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов впервый день нет. Конечно, это нелегкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучшевы брать свой ритм ходьбы, организм сам настроится. Через полтора–два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! И в этом ритуале есть глубокий смыл. Тело умершего подносится всем голоднымдухам, что бы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, также это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние здоровья человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это так же рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седлоТары».


29.фото западное лицо Кайлас


30.фото камнь седло Тары
К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


31.фотосеверное лицо Кайлаш
За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Навстречу нам шли бонпо и я здоровался с ними на тибетском–«Таши Делек». Они тоже здоровались в ответ. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми. Было чувство что происходит что то важное. Тропа постепенно поднималась вверх – мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Перед перевалом Дрома так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Оченьтрудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру "ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ" - это боннская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно –они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.






Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху,он жестом показал мне–оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки идумал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как-то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.
В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!




37. фото группа

Шамбала. Страна Богов. Все о ней слышали, и те, кто здесь побывал, запомнили навсегда!

Наше путешествие в Тибет закончилось. Хотя в данном случае конец – это только начало. Чего? Это мы узнаем очень скоро:)

18 дней в Тибете пролетели быстро и оставили ощущение, что прошло 18 жизней…

Эта поездка – самое ужасное и самое прекрасное, что мне доводилось переживать. Она началась еще за год до отправления в Тибет, когда, руководствуясь знаками свыше, было принято решение – ЕДеМ!

Основной состав группы сформировался довольно быстро. Среди участников оказалась опытные практики йоги, мастера массажа, холотропного дыхания, энергетических практик… В то же время были и такие, которым китайское правительство не дало разрешение на въезд, несмотря на их желание любой ценой попасть в группу.

Кайлас… Мало желать… Его надо заслужить!

Мы готовились полгода: бег, холотроп, сыроедение, йога… Целью нашей поездки были всем знакомая внешняя кора (ритуальный обход) вокруг Кайласа и мало известная внутренняя кора, которую буддисты позволяют выполнять только после 13-ти внешних кор. Здесь могут быть и камнепады и обвалы, а верхняя точка расположена на высоте 6 тысяч метров над уровнем моря. Поднимаясь к ней, нужно карабкаться под углом 60 градусов!!! Вынос мозга!!! Как организатору мне было страшно не только за себя, но и за всех участников группы. Особенно когда в группе филиппинцев, вернувшейся перед нами, умерло 3 человека: на девочку упала лошадь, у мужчины остановилось сердце, а еще один – потерял сознание и не вернулся… О том, как умереть на Кайласе можно писать книгу! Лучше места для смерти придумать сложно. Многие индусы и неопытные трекеры прощаются здесь с жизнью из-за отсутствия адаптационного периода. День пребывания в Тибете обходиться почти в 100$, поэтому все стремятся оббежать его побыстрее, забывая о том, что высота требует подготовки. Весь Кайлас усеян баночками Red Bulla, с помощью которого путешественники срывают себе сердце и часто остаются здесь навсегда…

Во время адаптации мы занимались йогой и перешли на сыроедение. В соответствии с маршрутом мы поднимались на 5 тысяч в течении одной недели. За это время мы посетили пещеры Миларепы и Падмасабхавы, искупались в мертвом озере Ракшастал и живом Манасаровар! Но главное – познакомились с жителями и культурой Тибета.

Из-за холодного ветра, постоянно колеблющейся температуры от минус 10 до плюс 25, сурового климата практически все участники группы простыли и постоянно дудели в носовые платки. Это было очень мило, особенно когда, мы вспоминали свои умения и делали друг другу массаж, рейки, космо-энергетическое лечение… Условия проживания цене не соответствовали: иногда по 8 человек в номере, с туалетом даже не возле здания отеля…про душ даже не спрашивайте…

День до коры

Мы отправляемся в тестовый трек с 4800 на 5200. Издали виден Кайлас. Достойный, благородный… Неописуемая красота и величие. Здесь действительно живут Боги! Все проходят живенько! Нам покровительствует Тара – зеленая Богиня Путешественников. ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СО ХАМ. Чудом я отделяюсь от группы и «случайно» забредаю прямо к ее огромному изваянию. Good karma – говорит мне наш удивленный проводник. Исчезает страх. Уже все равно дойдем мы до конца или нет. Все наши желания – будь-то благосостояние или счастье в личной жизни, невероятно мелочны, по сравнению с настоящим счастьем – здесь и сейчас!!!

Первый день коры

Отправляемся в путь на рассвете. В пути видим восход. Увидев Кайлас в лучах восходящего солнца, понимаешь: жизнь прожита не зря!!! постепенно обгоняем простирающихся паломников. В отличие от нас они будут идти 18 дней, касаясь тела Кайласа всем своим телом!!! Увидев такое становиться стыдно, жаловаться на тяжесть в пути!!!

До конца первого трека остается 30 минут. Чувствую боль в легких, сбивается дыхание, сознание затуманивается. Вся группа ушла вперед. Обычный темп становиться невозможным. Бронхит. Последние 15 минут пути я преодолевала час. Дальше идти не могу. Перебрав в голове все свои жизненные мотивации, поняла, что все «мега» проекты, миллиард долларов и даже счастье всех живых существ не являются истинной ценностью в жизни. Меня спасла мысль – заботливая смс близкого человека, в которой читалось «береги себя, ведь мне не все-равно»… Осознание, что кому то важно, чтобы я осталась жива, дало необъяснимый прилив сил и энергии! Смогла! Я дошла! Правда, планируемый подъем к Южному лицу Кайласа, для меня так и остался мечтой… Половина группы дотронулись до Южной стены, поднявшись сквозь снега и воды на 5800 к леднику. Горжусь своей группой!!!

День второй

Основной состав группы идет вперед. В конце остается восхитительная пара и я. Им за 60, они везде вместе, не пропускают ни одной возможности, ни одного мероприятия – будь то йога или купание в ледяном горном озере! Мега активные, открытые, влюбленные в жизнь!!! Всю дорогу они меня вдохновляли своим оптимизмом, активностью, открытым сердцем! Расстояние в 15 минут мы преодолеваем 2 часа. У Бори горная болезнь. У меня жесткий бронхит. Обидно было не умереть, но умереть, и не пройти кору… Испытание было в том, чтобы отказаться от Мечты, к которой я готовилась полгода! Бег по утрам, сыроедение оказались бесполезными перед величием Кайласа!!! Бронхит! Даже не горняшка!!! Выглядело все как насмешка!!! После ведра слез и килограмма антибиотиков принимаем решение вернуться обратно. Единственная скорая помощь, которая должна была нас доставить обратно поломалась. Пришлось идти 24 км пешком в обратную сторону обхода Кайласа. Протираясь сквозь груженных яков, оседланных лошадок и толп паломников, мы доползли до базы, где нас встретила другая группа, порадовав спагетти с килькой в томате! После сыроедения это было невероятное лакомство!!!

Остальная часть группы успешно дошла до места ночлега, некоторые успели соприкоснуться со вторым лицом Кайласа. Ночь во владениях Кайласа. Это не опишешь словами – на грани сознательного и потустороннего… Лучше один раз увидеть…

День третий

Утром встретили группу супчиком и обнимашками! Все благополучно дошли. Ребята возвращались после обхода Кайласа умиротворенные, познавшие пока неведомую для ума мудрость и красоту, очистившие свое сердце новому опыту! Это был праздник! Внешняя кора была завершена. Оставалась внутренняя…

День четвертый. Внутренняя кора

В 2008 году, по завершению гражданкой войны на Шри Ланке, все жители острова Цейлон вышли на улицы с зажженными в глиняных чашечках свечами. Все улицы были в очищающем победоносном огне! Собрав недогоревший воск в одну из чаш, украсив его ракушками океана, мой друг привез его в Индию и подарил мне, завещав зажечь свечу в особый момент. 2 года эта свеча жила в Украине. И сейчас она отправилась на самую верхнюю доступную верхушку Кайласа. Четыре героя нашей группы в сумерках отправились в путь. Был праздник Сагадава – день рождения, смерти и просветления Будды. За день до этого на Кайласе был снег и группа паломников вернулась, так и не преодолев внутреннюю кору. Мы все молились. В воздухе пахло праздником, на небе выглянуло солнышко. В 16-00 ребята вернулись. Свеча за счастье и свободу всех живых существ осталась гореть в доме Богов! ОМ

Накануне на центральной площади Лхасы двое повстанцев сожгли себя. Въезд в Тибет закрыли, а территорию оккупировали военные силы Китая. На территории нашего отеля был их лагерь. По утрам звучали коммунистические гимны, а пожертвования в храмах не стесняясь забирали китайцы в формах… было больно смотреть как Китай искореняет древнюю и богатую культуру Тибета… Если бы мы задержались хотя бы на день, Тибет оказался бы закрытым и для нас… Все понимали – наше путешествие благословенно и охранялось свыше! Оно было задумано еще до того как мы о нем узнали…

Как только мы выполнили маршрут и покинули Китай, температура резко упала и пошел снег!

«Последнее слово всегда остается за горой.»

Цитата из фильма «Эверест», 2015 г.

Гора Кайлас (6714м) – является священной горой во многих традициях и религиях. Восхождение на гору запрещено. Ось мироздания, гора с эталонной вибрацией, представляет собой пирамиду, грани которой ориентированы по 4м сторонам света. Это место обитания мудрецов, сидхов и богов.

Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайны и приверженцы традиции бон - считают эту необычную гору «сердцем мира».

  1. Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
  2. Индуисты – свершают парикраму. Они считают, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы — бога богов, хозяина кармы, разрушителя иллюзии. Согласно Вишну-Пуране, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре Вселенной. Озеро Манасаровар - озеро Брамы, творца вселенной, а также озеро Шакти, женского божества, супруги Шивы. Шива и Шакти (гора Кайлас и озеро Манасаровар), а также гора Нанди (бык Нанди, транспортное средство Шивы) представлены на алтаре в каждом индуистском храме мира в виде Шивалингама.
  3. Для последователей тибетской традиции бон гора Кайлас и лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шанг-Шунг, где зародилась древняя религия Бон По.
  4. Буддисты считают гору местом обитания Будды в инкарнации Самвары. Вокруг горы буддисты совершают как обычную кору, так и кору простираниями, читают мантру, крутят барабанчик.
  5. В гора Кайлас называется Юнгдрунг ГуЦе (Девятиэтажная Гора Свастики), - это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Здесь основатель религии небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю. Кора по бон совершается против часовой стрелки (навстречу солнцу).

Кайлас — одно из главных оккультных мест на земле, которое ускоряет духовное развитие человека, способствует росту осознанности и личной ответственности за свою жизнь. Внешняя кора вокруг горы, является на самом деле внутренним путешествием к себе.

Кора вокруг Кайласа. Как это происходит.

Обход вокруг горы занимает, как правило, 3 дня. Маршрут протяженностью 53 км имеет глубокий духовный смысл. Мы переживаем весь жизненный цикл от рождения до смерти и перерождения. За три дня наша душа символически проживает еще одну жизнь, тем самым оставляя прошлое позади, и получает возможность изменить дальнейшую судьбу.

Довольно часто мы слышим от участников наших поездок о неком «зове Кайласа». Статистика позволяет нам серьезно относится к таким заявлениям. Кому-то гора является во снах, кто-то видит знаки с горой повсюду. Это совершенно разные люди, часто далекие от эзотерики и йоги. Однажды у человека возникает «странное желание» поехать в Тибет на Кайлас… Есть люди, которые ездят на Кайлас снова и снова, по 2 раза в год. И есть еще одна категория — люди, которые годами не могут попасть к Священной горе, несмотря на то, что проплачивают туры и даже попадают в Тибет. Дело в том, что дорогу на Кайлас довольно часто закрывают. То землетрясение, то паводки, то сложная политическая ситуация, то религиозный праздник и перегруженность региона паломниками…

Важно помнить, что ваша личная кора начинается в тот самый момент, как вы приняли решение ехать в Тибет. Сколько всего возникает на экране сознания с этого момента! Сколько страхов, сомнений, подавленных чувств дают о себе знать задолго до поездки. Какие невероятные события случаются накануне и после паломничества!

Очень важно, как сам паломник относится к своей коре. В идеале, этот путь проходится со светлыми мыслями, молитвами, сформированным запросом, с готовностью к трансформации, очищению и принятию перемен. Достаточно 1-ой коры, пройденной с уважением и благодарностью к Священной горе. Хотя буддисты, например, стремятся совершить 108 кор для получения освобождения из «колеса сансары» и выхода в Нирвану. Считается, что только совершив 12 внешних кор, можно идти внутреннюю кору вокруг горы Нанди.

И вот вы приехали к подножию горы. В первый день коры, у белого чортена начинается символическая новая жизнь нашей души. Мы как-будто родились заново, обрели новое символическое тело, первый день довольно легкий физически, многие ощущают бодрость и силу, эйфорию от красоты пейзажа и величия Кайласа. По пути мы проходим дом счастливого Камня с воротами в Шамбалу, нам открываются Южное и Западное лица горы Кайлас, горы Будды Долголетия, и в конце маршрута — Северное лицо Кайласа.

Во второй день коры наша душа проживает символическую зрелость, старость, смерть, бардо и новое рождение. Этот день очень труден физически. Подъем для многих становится испытанием, паломник переживает сложные внутренние процессы. Мы проходим местность, которая называется 18 кругов ада. Психологически этот участок маршрута фрустрирует, погружает в психотравмы. Путь коры постепенно приводит к кладбищу Шивацал, где происходит смерть обретенного в первый день коры символического тела. Здесь оставляют личные вещи: предметы одежды, украшения или прядь волос.

После кладбища Шивацал до вершины перевала Зеленой тары наша душа проживает состояние бардо (состояния между смертью и перерождением), идет сканирование кармы, «проверка души человека». Самым сложным этапом пути является восхождение на перевал Зеленой Тары , высота 5600 метров. Зеленая Тара, богиня сострадания, материнский аспект вселенной, она дает долгожданное символическое новое рождение.

С вершины перевала открывается вид на озеро Гаури Кунд и Топор Кармы – гора, увидеть которую, великое счастье и главная цель пути каждого паломника. Топор кармы окончательно отрезает старую карму (перерезает пуповину), и человек ощущает начало самостоятельной свободной жизни. Дорога ведет вниз, больше не будет тяжелых подъемов, человеку дается возможность начать жизнь сначала.

Что происходит после коры?

Чтобы проследить и осознать трансформацию, запущенную на Кайласе нам всем нужно время. Первые всходы проявятся сразу же, но есть и другие реперные точки: 3 месяца, 6 месяцев, год и даже больше.

Мы не раз наблюдали, как люди меняют свое отношение к жизни, к себе, к ситуациям и трудностям. Как человека «отпускает» неизлечимая болезнь, как создаются семьи и рождаются дети у тех, кто очень хотел, но почему-то не получалось. Как люди освобождаются от зависимостей, вредных привычек, становятся вегетарианцами. Как появляется смелость жить свою жизнь и верить себе. Также, мы знаем как после Кайласа рушатся иллюзии, отжившие браки, неэтичные бизнесы, рвутся партнерские отношения, все что тянет назад и поддерживается по инерции. Гора дает силы на преобразование себя и своего окружения. Это огромный шаг в сторону успешной гармоничной жизни из вашего полного потенциала.

Гора Кайлас - источник невероятной чистоты и света, мощного энергетического ресурса. Кайлас очищает, обновляет, заряжает «разряженные батарейки». Помогает пережить кризисы, потери, найти новые смыслы и цели в жизни. Вы больше никогда не будете прежним. Вы вчерашний перестанете существовать. Ваши паттерны, ваша логика и принципы - многое трансформируется. Произойдет инициация высотой, инициация любовью.

Паломничество в Тибет и кора вокруг Священного Кайласа меняет жизнь человека. Дает силы справляться с мощным потоком жизни, помогает осмыслить свой жизненный маршрут и, по-настоящему, полюбить себя, а потом и ближнего.

После Кайласа ценности пересматриваются, приоритеты уточняются, лишнее уходит и не занимает больше место в вашей жизни. А что придет на освободившееся место, зависит от вас. Свободная энергия даст вам возможность реализовать свои цели и жить из своих смыслов.

Из заметок, совершивших кору:

«Во второй день ты вспоминаешь вопрос, с которым ты приехал, запрос на изменения, желание нового в жизни, чего-то, что для тебя пока непонятно или недостижимо. И держа в голове эту цель, ты начинаешь подъем. Высота начала подъема 4900м, каждый шаг вверх дается как победа и преодоление себя, если ты действительно «горишь» своей целью и знаешь зачем тебе это восхождение, то идти психологически легче. На этом отрезке тело становиться второстепенно, на первое место выступает воля, твоя психология общения с самим сабой. Цель переходит из фантазий на материальный уровень и ты на физическом слое понимаешь, что значит идти к своей цели.

Незадолго до самого крутого подъема на перевал есть место – Шива Цал. Тут паломники совершают ритуал «обмена» с Кайласом. Человек проговаривает свою цель, просит на ее исполнения сил. В обмен оставляет что-то свое, ценное для самого себя, предмет, содержащий частичку человека, дорогие воспоминания или свою силу в виде срезанных волос. За два последних года я много раз испытывал себя на прочность. Каждый раз, вспоминая подъем на перевал возле Кайласа, силы поднимались изнутри и все возможные трудности и физические испытания превращались в детскую игру. »

Кора вокруг Кайласа – не простое путешествие. Это физически сложный трехдневный трек вокруг горы Кайлас. Как выбрать самое благоприятное время для прохождения коры вокруг Кайласа?

Если Вы альпинист и не боитесь холода, то при хороших погодных условиях Вы сможете пройти кору практически в любом месяце в году.

Если Вы не обладаете никакой физической подготовкой и мечтаете совершить трехдневный трек, можете воспользоваться этим описанием погодных и бытовых условий на Кайласе в течении года:

Ноябрь – март: в Дарчене все закрыто, работает 1-2 гестхауза, 1-2 чайных дома, на коре нет палаток с продовольствием, продукты для питания необходимо брать с собой на кору. Перевал Зеленой тары покрыт глубоким снегом, не проходим, холодный ветер. Низкий сезон, поездка стоит дешево. (Зимой на Кайлас ездят с целью посмотреть на гору, кору не ходят. С 28 февраля по вторую половину апреля Кайлас обычно закрыт для посещения, в эти даты планировать поездку не стоит.)

Апрель: начало сезона коры вокруг горы Кайлас. В Дарчене открываются большинство гестхаузов, ресторанчиков и магазинов. На коре еще холодно, перевал может быть покрыт снегом, может быть холодный ветер. На кору можно взять немного продуктов питания. Пригодится спальник на критическую температуру -20. Средний сезон, поездка стоит дешево. (Как правило, к концу апреля начинают выдавать разрешения на посещение Кайласа, обычно не раньше 15-20 апреля.)

Май-июнь: очень благоприятное время для коры. Эти два месяца наиболее сухие, отсутствие осадков обеспечивает хорошую видимость. В Июне особенно тепло. Вся инфраструктура работает на полную мощность, можно не брать с собой на кору продукты питания, если не брезгуете местной едой и продуктами быстрого приготовления. Пригодится спальник на критическую температуру -15, -10. Начало высокого сезона.

Июль-август: очень благоприятное время для коры. Ночи самые теплые в году. В конце июля начале августа частые осадки, в горах это дождь, мокрый снег, град. Вся инфраструктура работает на полную мощность, можно не брать с собой на кору продукты питания, если не брезгуете местной едой и продуктами быстрого приготовления. Пригодится спальник на критическую температуру -10. Высокий сезон.

(разрешение на въезд): лететь до Пекина, затем в Лхасу и дальше ехать уже на джипах.
Весь путь строго расписан по дням. Всюду блокпосты, тщательная проверка. Обычно группу сопровождает китайский офицер, но нам повезло: наш гид имел разрешение не только от Тибета, но и от китайских властей, и поэтому мы ехали без надзирателя.

Готовясь к путешествию в Тибет, я узнавал, как справляться с горной болезнью, какие асаны помогают лучше всего, ведь со мной в поездку собирались ученики. Спрашивал у Лойс Штайнберг, ученицы Айенгара, крупнейшего специалиста по йоготерапии. Она сказала, что лучше вообще ничего не делать или только те асаны, что способствуют улучшению состояния в коленях. Татьяна Толочкова, один из главных русских авторитетов в йоге Айенгара, посоветовала Халасану - после нее дышать становится легче. Другой опытный преподаватель мне говорил, что на такой высоте нельзя ничего сложного давать: убьешь людей, убьешь себя.

В Лхасе мы почти все почувствовали себя плохо: головная боль, тошнота. Лекарств я принимать не собирался, потому что трудности, сопряженные с обходом Кайласа, - это не что иное, как чистка кармы, и чем больше тебе достается, тем больше грехов ты с себя стираешь. Поэтому использовать какие-то препараты - это попытка обмануть себя.

Испытав целительное действие некоторых асан на себе, я давал полноценные занятия, а потом добавил даже стойку на голове, руках и предплечьях. просто идеально помогала. Проходила голова, исчезала тошнота. Делали также простые виды пранаямы, в основном лежа. Было заметно, что те, кто не отказывался от йоги, болели гораздо меньше тех, кто так и не смог встать. Мы занимались на крыше отеля - не самое чистое место и не самое ровное. Температура была около нуля, все были в теплой одежде. Я просил всех мысленно отдавать избыток своих сил тем, кто так и не смог заставить себя встать. Как потом выяснилось, им в это время становилось легче, хотя они ничего не знали о нашем участии.

Лхасу мы осматривали три дня. Заходили в храмы, монастыри. Мы знали, что в монастыре Сэра всегда интенсивная духовная , там живут сотни монахов, которые, сидя на площади, ведут дискуссии, беседуют с учениками. Теперь словно вымер. Монахов почти не видно. Мы встретили не больше 15-20. Куда исчезли остальные, что вообще там творилось весной? Об этом все молчат. После событий этой весны жизнь словно схлынула. В храмах и на улицах Сэра следы запустения и осквернения. Вокруг действующих монастырей солдаты с автоматами.
Из Лхасы мы уезжали с тяжелым сердцем.
От Лхасы через Шигадзе, второй по величине город в Тибете, до Кайласа мы добирались на джипах пять дней. Ночевали в милых, скромных гестхаусах.
Подъехали к перевалу, за которым должен был открыться Кайлас. И он появился - почти не скрытый облаками. Он поздоровался с нами. Я и еще несколько человек бросились делать простирание Кайласу. Через несколько минут он скрылся в облаках.

Мы снова двинулись и тут заметили облако, очертаниями напоминавшее слона. Я успел его сфотографировать. Правда, поздно спохватился, из машины никак не мог поймать уровень горизонта, изображение получилось немного размытым. Но все равно видно: это слон идет по земле. А что такое слон? Это Ганеша, сын бога Шивы и его жены Парвати. Ганеша - покровитель учеников и путешественников. Но у него есть и другая функция - он мешает грешникам добраться до священной горы. После обхода вокруг Кайласа все грехи стираются; желающих, однако, слишком много, и Ганеша отбирает только достойных. Своим появлением в облике слона Ганеша нас приветствовал. Но приготовил нам испытания.
У священного озера Манасаровар мы совершили ритуальное омовение, хотя было холодно. Даже омывали только руки и ноги.

Кайлас открывается для коры (кора, или парикрама, - это обход вокруг священного места) всего два раза в год: в конце апреля - мае и в конце августа - сентябре. В остальное время кору пройти невозможно. Зимой и осенью все тонет в снегу. Летом ливни. Весной сходят лавины. Так что путь открыт только около трех месяцев в году. Мы отправились в Тибет в 20-х числах сентября, то есть под самый конец сезона. Специально поехали так поздно - хотели пройти кору 29-го, в новолуние. Считается, что в новолуние и полнолуние энергетика этого места особенно сильная.
Ехавшие нам навстречу рассказывали, что тропа закрыта: выпал снег, группы не идут - большой риск. Мы были обескуражены.
Однако первые, кого мы увидели в Дарчене - лагере, от которого начинается кора, были два австрийца, крепкие молодые парни, велосипедисты. Они только что завершили кору. Причем не за три дня, как большинство ходит, а за два. Почти никто не решался идти, но они рискнули - и у них это получилось. Мы взбодрились: значит, и мы пройдем. Наверное, каждый боялся, что домой может не вернуться, но виду никто не показывал.

Обычно группы, проходящие кору, берут яков, на которых везут поклажу - рюкзаки, спальники. Тибетские яки напоминают динозавров - с огромными рогами, но очень пугливые. Однако тибетцы в Дарчене нам сказали, что яков брать нельзя: когда снег, они проваливаются между камней на спуске, ломают ноги. И мы наняли четырех проводников-шерпов. Одним из них была красивейшая девушка, хрупкая, с прекрасным лицом.
Обычно делится на три отрезка. В первый день проходят 20 км, во второй - 23, в третий - 10. Всего 53 км.

Итак, первый день. Предстояло пройти 20 км, ночевка в небольшом гестхаусе у северной стены Кайласа. Долго шли вдоль западной стороны горы. Сначала по камням, так что идти было нетрудно. Потом по снегу. Под конец дня шли уже по сугробам.
Нам несколько раз встречались группы, которые решили вернуться: они поняли, что у них нет сил и решимости идти дальше. Голландская пара, совершенно измученная, сказала нам, что пойти сюда была самая большая глупость в их жизни.
В какой-то момент над нами начала кружить огромная птица, прилетевшая со стороны Кайласа, - туловище не меньше человеческого, с гигантским размахом коричнево-белых крыльев. Птица покружила над нами и полетела обратно. Эти питаются человеческими останками с кладбища, которое расположено неподалеку. В Тибете в земле не хоронят, потому что почвы мало, в основном , и не сжигают, потому что для этого нужны дрова. Трупы разрубают и оставляют на скале, где их склевывают птицы. Кладбище не пустует: одни специально приезжают сюда, чтобы отойти в мир иной в священном месте; некоторые умирают во время коры - кто-то плохо экипирован, кто-то не выдерживает пути. Судя по упитанности, птичкам всегда есть что поклевать.
Странно, но я не чувствовал усталости. Вообще не понимал, откуда она здесь может взяться. Смотришь на Кайлас - и сил прибавляется. Я никогда прежде не поднимался в горы. Меня все пугали, что будет очень тяжело. Но здесь словно включилась дополнительная батарея. Я бежал впереди всех. Вошел в ритм: шаг правой - вдох, шаг левой - выдох.

Наконец дошли до гестхауса. Австрийские велосипедисты нам советовали: когда придете в первый день на ночлег, попробуйте подняться еще немного в гору, это самая близкая к Кайласу точка на протяжении всей коры. Желающих еще куда-то карабкаться не оказалось, я пошел один. Действительно, с этой точки Кайлас был виден лучше всего. Отсюда он самый красивый: северная стена почти вертикальная и сверху огромная снежная шапка.
Я смотрел на Кайлас и понимал, что ничего подобного я в жизни еще не чувствовал. Обычно в природе встречаются вещи двоякого рода. Они или неподвижные, статичные, словно спящие, или движущиеся, динамичные. Сила в них не дремлет, она проявлена. В Кайласе соединяется и то и другое. Эта мощь одновременно и потенциальная, и явленная. Вот она, ты чувствуешь эту направленную на тебя силу. Она вроде бы внутри тебя и вроде идет оттуда. Стоит недвижимая мощь перед тобой, и ты чувствуешь силу внутри, и ее присутствие заставляет тебя что-то делать, идти дальше и помогать идти другим.
Вечером шерпы объявили нам, что дальше не пойдут - не хотят погибать вместе с нами. Мы предложили двойную плату. Но они не соглашались ни за какие . Утром мы отдали им все наши вещи, спальные мешки, и они пошли назад, обратно в Дарчен, а мы продолжили путь без них.

Второй день - самый тяжелый. Дорога идет почти все время в гору. Камни покрыты снегом, и поскользнуться, провалиться между ними, упасть в ущелье ничего не стоит. Это случилось с нашим гидом. Я был рядом, подхватил его за рюкзак и помог выбраться. Тибетец сразу пошел дальше, а мне потребовался продолжительный .
Вот наконец перевал Дролма-Ла. Это высшая точка пути, 5626 метров. Забравшись туда, я сидел и ждал, когда появятся мои спутники. Их не было долго, и я уже начал думать, что они повернули обратно.
Подошла собака. Нас предупреждали, что здесь очень опасны. Но это ночью. А днем они ведут себя мирно, крутятся рядом, просят еды. Я угостил ее печеньем. Потом подлетели вороны, поклевали крошки.
Подошел -непалец - как выяснилось, тоже преподаватель йоги. Он объяснил мне, что мы находимся на самой высокой точке коры, которая символизирует точку бинди - ту, что рисуют на лбу. Это точка перехода к новой жизни.
Через час появился первый человек из нашей группы, еще через полтора часа - последний. Когда становилось совсем тяжело, каждый открывал для себя что-то свое: читали мантры, православные молитвы, использовали холотропное дыхание.
Все это помогало преодолеть самый тяжелый подъем.
Считается, что после этой точки, переломной, дорога гораздо легче: все время под гору. Но снег был глубокий, и облегчения мы не чувствовали. Теперь мы шли вдоль восточной стены, она самая узкая, и ее почти не видно: горы мешают. стало садиться. Наши силы таяли. Уже должен появиться гестхаус, но его все нет. А если мы его уже прошли, не заметив? Впереди нас ждала ночь без спальных мешков. Может, имеет смысл двигаться дальше и, пройдя вдоль южной стены Кайласа еще 10 км, дойти до Дарчена?

Но вот все-таки гестхаус. Ночь мы провели под тибетскими одеялами. Накрыться ими с головой не получается: они очень грязные, а стягиваешь - начинаешь мерзнуть. Я промучился пять минут и все же накрылся. Проснулся уже утром.
Следующий день, оставшиеся 10 км, - уже легкая прогулка. Все чувствовали себя героями. Сил заметно прибавилось. Добрались до Дарчена. На следующий день поехали в Тиртхапури, там находятся горячие источники, где, по преданию, Шива познал Парвати. Омыв ноги в их священной воде, мы окончательно пришли в себя.

…Считается, что, если кору пройти 108 раз, тебе обеспечена нирвана при жизни. Но есть другой способ: пройдя кору 12 раз, предпринять еще одну кору, ее называют внутренней, которая проходит гораздо ближе к Кайласу. Правда, она еще выше и тяжелее. Попытаемся.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»