Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики. Благовещение пресвятой богородицы

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Икона «Устюжское Благовещение» - одна из самых древних из сохранившихся русских икон. Она интересна не только своим возрастом, но и тем, как показан на ней сам праздник.

Благовещение - событие чрезвычайной важности для человечества: лишившегося по вине Евы рая, благодаря Марии оно смогло вернуться обратно:

«Призвав для благовестия великой тайны Воплощения Сына Божьего Гавриила, одного из первых Ангелов, Бог изрек ему: «Иди, Гавриил, и будь слугою страшного и сокровенного таинства, послужи чуду. Движимый любовью, Я спешу взыскать заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему человека, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мною созданную. Жилище Рая пусто, Дерево Жизни охраняется пламенным мечем, место сладости и блаженства закрыто. Хочу помиловать бедствующего и связать врага. Иди к Деве Марии… иди к святилищу, для Меня предуготованному». Григорий Богослов.

Евангелия дают скудные сведения о Матери Христа; большинство фактов о Ее жизни происходят из апокрифов. Прошло 5 веков, прежде чем Марию стали почитать именно Богородицею. В 431 г. III Вселенский собор в Эфесе утвердил догмат о Боговоплощении: земная дева родила Бога и человека. Это нашло отражение и в гимнологии, и в искусстве. Уже в то время христианские мыслители пришли к пониманию того, что изображение не копирует изображенного буквально, а всего лишь частично отображает: «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» (Иоанн Дамаскин). Отцы VII Вселенского собора (8 в.) сошлись на мнении, что икона напоминает молящимся о первообразе и помогает сосредоточиться.

Благовещение стало одним из основных сюжетов для художественного исполнения, потому что именно здесь учение о Боговоплощении можно показать особенно наглядно. Этот сюжет часто располагают на столбах храма или на Царских вратах как символ того, что врата Рая снова открыты для людей. Иконы писались в основном маленькие, предназначенные для праздничного ряда иконостаса. Устюжское Благовещение отличает большой размер - 229х144 см (изначально).

Икона интересна тем, что в ней отсутствует всякая историзация события. Здесь нет ни чертогов, ни земли, ни растений. Только угадывается престол позади Богородицы, и пряжа в Ее руках.

Написана икона была в первой трети XII в. и находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В XVI в. ее перевезли в Москву, где сначала поместили в Благовещенский собор Кремля, затем в Успенский.

Название вводит многих в заблуждение: она празднуется одновременно с памятью св. Прокопия Устюжского, почитавшего икону Богородицы. Этот прусский купец из Любека прибыл в Новгород со своими товарами. Ходя по городу, он поражался количеству святых церквей и числу прихожан. Услышав церковное пение, он решил перейти в православие, раздал свое имущество и отправился в Великий Устюг, где его никто не знал. Там он жил подаянием, непрестанно молясь Богу. Стяжав дар предвидения, юродивый предупреждал горожан о грядущем страшном метеоритном дожде, буре со смерчем и пожарах (1290 г.). Никто ему не верил, пока каменные тучи не накрыли город. Тогда все бросились под защиту стен собора, где св. Прокопий усердно молился перед образом Благовещения. Икона истекла миром, а туча отошла от города и обрушилась на землю в пустынном месте в 21 км от Устюга.

Скорее всего, речь шла о другом образе, поскольку никакие исторические документы не подтверждают факт присутствия иконы в Устюге. Однако молва так крепко привязала икону к городу, что за ней осталось название «Устюжская». Память об этом событии была закреплена в церковном календаре, а с оригинальной иконы сняли копию и торжественно привезли в Великий Устюг.

На иконе изображены Богородица и Архангел Гавриил. Мария, будучи человеком, стоит на опоре. Хотя на иконе есть сидение (утраченное), Дева встала, чтобы выслушать слова небесного посланника стоя. Ангел парит в воздухе. Несмотря на ограниченное пространство, Гавриил будто не смеет приблизиться к Той, кому благовествует, и передает Ей святую весть с благоговением. В левой руке он держит жезл (мерило) - символ власти. Правая рука поднята для приветствия. Кажется, что он благословляет Богородицу, однако этот жест с античных времен означал начало речи. Так на некоторых изображениях Иисус Навин обращается к Архангелу Михаилу.

Голову и плечи Марии покрывает мафорий (накидка) вишневого цвета, соединяющий в себе начало и конец спектра - красный и фиолетовый. Это, по мнению отцов Церкви, символизирует Христа, начало и конец всего сущего. Мафорий украшен золотой бахромой, а традиционные звезды отсутствуют.

Мария, опустив левую руку с пряжей, подняла правую в почти благословляющем жесте к Младенцу Иисусу, изображенному у Нее на груди. Это одновременно означает ответ на обращенную речь, согласие и молитву. Голова смиренно склонена. Жесты рук Богородицы и Архангела лаконичны и рифмуются.

Прялка, веретено - очень многозначные символы. Ткачество с момента его появления считалось женским занятием и символизировало женщину. Кроме того, согласно апокрифу, Мария пряла завесу для Иерусалимского храма в момент появления ангела: «И сказал первосвященник: «Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур». И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом. <…> И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами».

И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал ангел: «Не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется сыном Всевышнего. И наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет народ свой». И сказала Мария: «Я - раба Господа, да будет мне по слову твоему». (Протоевангелие Иакова).

Алый цвет нити означает плоть, которую должна была соткать в Своей утробе Пресвятая Дева для Сына Божьего: «Пречистая! Мысленная багряница - плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона) .

Христос Эммануил показан на лоне Девы. Это одно из самых ранних изображений догмата о воплощении Христа. Это учение с самого начала вызывало ожесточенные споры, потому что казалось иудеям соблазном, а язычникам - безумием (1 Кор. 1, 23). Младенец одет только в набедренную повязку, напоминающую о грядущем распятии. Тот факт, что тело обнажено, указывает на человеческую природу Христа. Его правая рука благословляет, левая отведена в сторону с открытой ладонью.

В верхней части иконы изображен Ветхий Денми (т.е. днями). Это символическое изображение Христа в виде старца. Он восседает на престоле, держа в левой руке свиток, а правой благословляя Богородицу. Вокруг парят серафимы и херувимы.

Все пространство иконы залито золотым сиянием, растворяющим тьму и придающим событию вечный характер. Событие Благовещения предстает здесь как поворотный момент в истории человечества. Господь избрал Деву для совершения спасения, и Она ответила согласием.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Божия Матерь, через Ее любую икону, поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от нападок врага человеческого, поможет спасти душу.
Молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет.
Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием.
Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии:

«Се, Дева во чреве приимет и родит сына…»

и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо.
Неожиданно в ее комнате случилось чудо – она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту.
Протянув их Марии, Гавриил сказал:

«Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен»

Благодатная – значит, обретшая особенную любовь и благоволение Божие/

Именно Марии Архангел принес Благую весть о том, что Она будет Матерью Спасителя.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:30-33)

Мария была очень удивлена:

«Как же это будет, когда Я мужа незнаю?»

И, кроме этого — ведь Она же давала обет девства.
В ответ Архангел сказал:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим»

Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.

«Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

— со смирением произнесла Она.

И небесная благодать излилась на смиренную Избранницу, сила Вышнего через Святого Духа вошла в Нее, зародив Божиего Сына во чреве Непорочной Девы.

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Три месяца провела Мария в гостях, настало время возвращаться домой. Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа.
Ночью, во сне, Обручнику явился Ангел и сообщил ему:

«Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Уже со второго века Благовещение считается первой частью искупления грехов, где послушание Девы Марии было противовесом греха Евы.

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

ВЕЛИЧАНИЕ

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ВИДЕОФИЛЬМ

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.

В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери. Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено».

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери. На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем». Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.

В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.

В четвероевангелии событие Благовещения – одного из центральных богородичных праздников церковного года – описано только апостолом-евангелистом Лукой (Лк. 1. 26-38).

Из Евангелия от Луки мы узнаем, как к Невесте Неневестной явился архангел Гавриил с радостным сообщением о том, что ей надлежит стать Матерью Спасителя мира, которое Она приняла в изумлении, но безусловном повиновении.

Предание церкви говорит, что в этот момент Пречистая читала Ветхий Завет, Книгу пророчеств Исайи, и как раз об этом пророчестве (Ис. 19:1). Надо сказать, что весь Ветхий Завет изобилует пророчествами о Богоматери, начиная с Книги Бытия (Быт. 3:15), а также они встречаются в некоторых местах Псалтири царя-песнопевца Давида, от которого пошел род Девы Марии и Йосифа Обручника, и у других пророков, так что иногда на иконах «Благовещение» изображена раскрытая книга Ветхого Завета. Матерь Божья изображается здесь с пряжей в руке – символом Царства Сына Её и Её самой, также это сообщает нам, что Она ткет Сыну Своему багряную мантию, которая облечет Его плоть, пока Она будет носить Его под Своим сердцем.

Архангел будто парит в воздухе, благословляя Пресвятую Деву, Чья голова склонена в изумлении и безусловном повиновении – «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» В этом повиновении есть невероятное величие и невероятная скромность – величайший пример смирения и послушания Божьей воле, которое часто сравнивают, противопоставляя, с непослушанием Евы. Она – «новая Ева», которая своим послушанием искупает первородный Евин грех, как Сын Её, Спаситель, от Неё рожденный, потом искупает все грехи человечества. Она – залог спасения человечества, о чем поется в праздничном богослужении, в тропаре к празднику.

Описание сюжета из апокрифичкеских источников

Сущность события передана Лукой достаточно ясно и полно, но о внешней его стороне сказано мало: такова особенность многих евангельских (канонических) рассказов. Апокрифы же дополняют эти рассказы подробными описаниями внешних обстоятельств событий.

На основании рассказа апокрифического Протоевангелия от Иакова (10:1–10) появляется тип икон «Благовещение с рукоделием»: «Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: Сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги. Снискали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их. Она вернулась в свой дом. В это время Захария был нем, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить. А Мария, взяв багрянец, стала прясть».

Другой тип изображений Девы Марии в этом сюжете - Благовещение у источника. Литературной основой здесь также является Протоевангелие от Иакова (11:1–9): «И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная!...», колодец также упоминается в Евангелие псевдо-Матфея (9:1–3).

Сюжет иконы «Благовещение» сохраняется из века в век, но несет в себе не только канон, но также дух и своеобразие времени, в котором она возникла. «Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой», говорил Инок Григорий Круг.

Так с течением времени на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы менялось положение фигур Архангела Гавриила и Богоматери: Богородица изображалась или резко обернувшаяся с островерхим киворием над ней и широко шагающим Архангелом, или покорно склоненная с округлым навесом над ней и спокойной фигурой Архангела. Добавлялись и исчезали отдельные детали: Богородица у колодца (такие иконы еще называют «Предблаговещением»); Царица Небесная с рукоделием в руках, прядет пурпурную завесу для Иерусалимского храма; Богоматерь в доме (в храмине) - сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.

Позднее появляется тип икон – Благовещение с книгой. Объяснением появления на иконах книги может служить шестая глава Евангелия псевдо-Матфея (6:7–9), где говорится о прилежности Марии в служении Богу. Отсюда можно сделать предположение, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил» (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея - 1:23).

Почитание иконы Благовещение

Икона Божией Матери «Благовещение» как и сам праздник занимают важное место в жизни верующих. Сюжет Благовещения размещается на Царских вратах в церкви, символизируя вход в Царство Божье через Благую весть.

Икона Божией Матери «Благовещение» входит также в состав праздничного иконостаса русского православного храма. Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Как правило, ядро ряда составляют иконы двунадесятых праздников, обычно и располагаются иконы в этом ряду в порядке их следования в церковном году.

Главная тема иконостаса – Деисусный чин, в центре располагается икона «Спас в силах», это «сердце» грандиозного символического сооружения, и здесь также повторяется сюжет «Благовещения»: напротив Богородицы находится архангел Гавриил. Особое значение события Благовещения отразилось и в системе росписи церквей, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой.

Какое чудо произошло

С иконой «Благовещение» связано событие, чудо которого невозможно сопоставить ни с одним другим чудом, – явление Боговоплощения. Этот великолепный, несказанный по значению замысел о нашем Спасении и открытии нам Царствия Божия возник ещё на заре Бытия и тонкой светлой тканью скользит по всей ветхозаветной истории человечества. А за ним и из него проистекают все прочие чудеса, творимые Господом нашим Иисусом Христом по воле Отца Его. И самое великое чудо, которое венчает всю историю новозаветной церкви, – Светлая Христова Пасха, которую мы ждем с нетерпением каждый год и так же ежегодно радуемся чуду Его Воскресения, как радовались Его Мать, жены-мироносицы и апостолы – его святые ученики.

Чудесные явления икон «Благовещение» на Руси

Широко известна история явления иконы Божией Матери «Благовещение» на стене одной из кремлевских башен в Москве. По преданию, при Иване Грозном, в башню, использовавшуюся в те времена как тюрьму, по ложному навету, был посажен некий воевода, который не мог доказать царю свою невиновность и, после его горячих молитв, на стене башни явилась самописанная икона Благовещения.

Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона.


иконописец Юрий Кузнецов
Явленная на стене икона Божией Матери «Благовещение» (считается, что она XVII века) сохранялась долгое время. В течение столетий приходили к ней в Кремль молящиеся с просьбой о помощи. К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней, она была разобрана в 1932 году. Придел в башне был уничтожен, и дальнейшая судьба самописной иконы неизвестна. С тех самых пор сохранилось лишь название кремлевской башни - Благовещенская.

Одна из самых ранних икон Божией Матери с сюжетом «Благовещение» находится в Государственной Третьяковской Галерее, это икона XIII века. У этой иконы Божией Матери «Благовещение» (Устюжское) есть своя история и свой день празднования. Она прославилась в 1290 году, когда юродивый Прокопий объявил жителям Великого Устюга, что Бог хочет покарать их за грехи. В определенный день, 8 июня, небо закрыли страшные тучи, черное облако надвигалось на город. Народ собрался в церкви, где вместе с юродивым молился перед иконой Благовещения. Вдруг из глаз Богородицы потекло миро. Народ воспринял этот знак как знамение слезного моления Богоматери перед Ее Сыном за род человеческий. Тучи пронеслись мимо, на пустом месте выпал, как говорится в предании, каменный дождь.

С тех пор икона считается чудотворной. В XVI веке, при Иване Грозном, она была перенесена в Москву, в Успенский собор. В Устюге же осталась копия с этой иконы. Во времена Ивана Грозного с этой чудотворной иконы было сделано множество списков.

Еще одна чудотворная икона Божией Матери «Благовещение» (Тиносская) находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Тинос в Греции и тоже имеет свой отдельный день празднования. По местному церковному преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Она является символом независимой Греции, так как была обретена в начале XIX века во время национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига. Появление этой чудотворной иконы было воспринято в Греции как знак Божий, подтверждающий правоту национальной борьбы, так как начало освободительного движения совпало с праздником Благовещения и днем празднования этой иконы.

Икона была обретена 30 января 1823 года после чудесного видения святой монахини Пелагеи. Двумя годами раньше было также видение некоему старцу Михаилу Полизоису, но в 1821 году поиски иконы ни к чему не привели. Да и после видения монахине поиски иконы продолжались на протяжении шести месяцев, люди отчаивались и прекращали поиски, и тогда, как и возвещала Богородица, на острове начинались болезни. И вот, наконец, в январе во время строительных работ в земле была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородице. Один из рабочих копая, вытащил кусочек дерева и, очистив его, рассмотрел образ Ангела. Обрадовавшись, начали искать вторую половину иконы с образом Божьей Матери, которая была вскоре найдена.

Икона была обгоревшей и расколотой, но образы Богородицы и Ангела остались невредимы. Удивительно, что несмотря на большую влажность и нахождение в течение нескольких столетий в земле, икона сохранилась. Техника написания иконы свидетельствует о ее происхождении в начальные годы христианства. Ну а чудотворная сила, исходящая от иконы, свидетельствует об ее благословении Самой Божьей Матерью и, следовательно, авторство иконы приписывается апостолу Луке. Со времени открытия Тиносской иконы Богородицы записано более 70-ти чудесных событий.

Значение иконы

Событие, отраженное на иконе, невероятно многозначно. Оно предрекалось всем Ветхим Заветом, давая человеку смутную надежду, что будет нечто, что даст искупление его грехам, но тайна эта была сокрыта на многие века, пока из недр колена Давидова не выкристаллизовалось великое чудо – единственная Дева, которая могла понести Того, Кто стал Солнцем Правды, Богом словом и Спасителем всего человеческого рода, – «новая» Ева, со смирением принявшая то, что судил Ей исполнить Всевышний. Её смирение спасло всех. Приснодева явилась истоком нашей возможности узнать Господа через Слово Его, почувствовать на себе все несказанное Его Милосердие, указание верного пути в Царство Божие. Бог открылся нам во всей Его полноте. Он голодал, уставал, недосыпал вместе с Его учениками, а Матерь Его, зная предназначенное Ему, скорбела о Нём, но ни разу не сказала ни слова, которое остановило бы Его, не только потому, что остановить исполнение им воли Отца было невозможно. В послушании Сына – послушание Матери, которое длилось все время от Благовещения до Успения Её, после которого Она обрела Свое царственное место рядом с престолом Божиим.

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»