Аутизм — это не приговор. Элис Лофтин: «Все кошки являются аутичными

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Ещё в 18 месяцев врачи поставили маленькому шотландцу Фрейзеру Буту (Fraser Booth) диагноз "аутизм". Сейчас мальчику четыре, но до недавних пор даже решение самых простых задач доставляло немало сложностей. К счастью, Фрейзер не полностью погружен в себя: в отличие от типичных больных-аутистов, он способен воспринимать окружающий мир и играть как здоровый ребенок. Тем не менее, из-за болезни малыш часто устраивал истерики - он мог начать кричать, если его вытаскивали из ванны или выключали телевизор. Как известно, для аутизма характерны трудности во взаимодействии с окружающими людьми, затруднения при выражении и контроле своих эмоций, повторение одних и тех же действий. Конечно, атмосфера в доме была напряжённой, и для того, чтобы немного разрядить её, мать мальчика решила взять из приюта кота по кличке Билли.

С тех пор все кардинально изменилось! Теперь Фрейзер и его питомец буквально неразлучны. Мальчки стал более спокойным, менее замкнутым и всё реже устраивает истерики. Как рассказывает мама ребенка, когда её сын играет в саду, кот все время сидит рядом и следит за своим другом, и это очень успокаивает Фрейзера. Животное каким-то образом чувствует настроение мальчика и помогает ему справляться с ним. Когда Фрейзеру бывает плохо, питомец приходит и буквально обнимает лапами малыша, ласково мурлыча при этом. Однажды, когда мальчик был сильно расстроен, кот весь день просидел у него на коленях. По словам врачей, прогресс в состоянии Фрейзера очевиден. Более того, если так дело пойдет и дальше, то мальчик, возможно, справится со своей болезнью! А ещё кот Билли стал неоценимым помощником для мамы Фрейзера: раньше ей приходилось постоянно следить за сыном, но у нее есть еще один ребёнок – полуторагодовалая дочь, и матери приходилось буквально разрываться между ними. Теперь она уделяет достаточно времени своей дочурке, зная, что рядом с Фрейзером есть надежная няня – кот Билли.

Этот удивительный факт имеет вполне научное объяснение. Французские учёные заявляют, что домашние питомцы действительно помогают адаптироваться к социальным условиям детям, страдающим аутизмом: положительное влиянение на таких малышей, по наблюдениям учёных, оказывают собаки, дельфины и лошади. Как мы видим, то же самое можно сказать и о кошках. Для исследования ученые из Hospital Research Center of Brest (Франция) проанализировали три группы детей в возрасте 4-5 лет. В первой группе малыши никогда не имели питомцев, во второй были дети, с рождения жившие с животными, и в третьей – ребята, у которых любимцы появились спустя несколько лет после рождения. Выяснилось, что дети-аутисты, у которых были домашние животные, более адаптированы к социальной жизни, чем малыши, питомцев не имеющие. Малыши, общающиеся с животными, более близки с членами своей семьи, легче выражают эмоции и контролируют их. Впрочем, по мнению руководителя группы французских учёных Марин Гранжорж, присутствие домашних любимцев полезно и для здоровых детей: это повышает уверенность в себе, ответственность и способность к эмпатии.

Фото серого кота

Хотя бы шесть или более пунктов из (1), (2) и (3), т.е. хотя бы два пункта из (1) и по одному из (2) и (3):

(1) качественное нарушение социального взаимодействия, которое проявляется, по крайней мере, в двух следующих признаках:

(а) Заметное нарушение в использовании невербального поведения, такого, как взгляд глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие;
Не считая особых случаев, кошки крайне плохо интерпретируют поведение. Кошки показывают очень слабые изменения в выражении лица и в изменении позы. Контакт глазами является проблемным, так как большинство кошек не выдерживают продолжительного контакта глазами.

(b) Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;

Трудности с установлением дружеских отношений с другими кошками. Прежде чем установить какие-либо социальные взаимоотношения, кошки, как правило, должны довольно длительный период времени жить вместе. И даже после этого отношения могут оставаться напряженными. То же самое касается их взаимоотношений с людьми.

(c) Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается в отсутствии демонстрирования заинтересовавших объектов);
Кошки не указывают на заинтересовавшие их объекты и не приносят их для того, чтобы показать другим. Кошек не волнует, разделяет кто-то их интересы или нет. И кошкам безразличны ваши интересы.

(d) Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности:

Кошек заботят только собственные интересы. Они не будут вылизывать свой мех просто для того, чтобы доставить вам удовольствие. Если они себя вылизывают, то делают это потому, что хотят что-то слизать с шерсти, или из-за того, что им кажется, что шерсть грязная и ее надо вымыть.

(2) качественное нарушение общения, проявляемое, по крайней мере, в одном из следующих признаков:
(a) в задержке развития разговорного языка, или в его отсутствии (задержка речи не сопровождается попыткой компенсировать ее отсутствие за счет альтернативных способов коммуникации, жестов или повторения фраз):

Многие коты не разговаривают, либо «разговаривают» крайне редко. И с помощью жестов они могут объяснять только самые основные потребности, например, если надо указать на пустую миску с едой.

(b) у лиц с адекватным уровнем развития речи отмечаются проблемы с инициацией и поддержкой разговора:

Коты не могут нормально вести разговоры. Даже когда вам может показаться, что они ведут разговор с человеком, недоразумения неизбежны.

(c) стереотипное использование языка, нетипичный язык либо повторение определенных фраз:

Вся речь кошек основана на различных вариациях слова «мяу».

(d) отсутствие различных спонтанных игр понарошку или игр, основанных на социальной имитации, которые соответствуют уровню развития:

Взрослые кошки часто участвуют в играх, которые больше подходят для котят, чем для взрослых с их уровнем развития. Кошки плохо притворяются. Их имитационные навыки крайне ограничены.

(3) Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся, по крайней мере, в одном из следующих пунктов:

(a) Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным либо по интенсивности, либо по направленности:

Кошки, как правило, сильно одержимы энтомологией (насекомыми), оринтологией (птицами) и ихтеологией (рыбами). Иногда они еще одержимы нитевидными и шарообразными объектами.

(b) Явная жёсткая приверженность специфическим и нефункциональным распорядкам или ритуалам:

Кошки очень редко быстро приспосабливаются к изменению установленных распорядков, в том числе к тем переменам, которые устраивают их хозяева. Им очень неприятны эти перемены, и они часто стараются исправить ситуацию (например, будят вас в 5 утра каждые выходные). Своеобразным повторяющимся ритуалом можно считать и их умывание.

(c) Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);

Кошачий хвост. Этого достаточно.
(d) Настойчивое внимание к частям объектов:

Струны. Висячие части различных объектов. Летающие объекты. Движущиеся объекты. Ползающие объекты. Тени. Огоньки от лазерных указок.

B . Задержки или ненормальное функционирование по крайней мере в одной из следующих областей после трех (кошачьих) лет: (1) в социальном взаимодействии, (2) в языке, используемом для социальной коммуникации или (3) в символической/ имитационной игре.

Проведено недостаточно исследований, которые показали бы, насколько сильно коты не соответствуют нормальным представлениям об общении.

C . Расстройство нельзя более точно объяснить с помощью синдрома Ретта или с помощью любого другого детского расстройства.

Другие распространенные симптомы, которые часто встречаются при аутизме

Сенсорное восприятие

Звуки.
Кошки часто пугаются различных звуков; звуки их часто отвлекают. Особенно сильный стресс им причиняют резкие звуки, но даже тихие звуки могут быть для них крайне неприятны.
С другой стороны, кошкам свойственно не слышать или игнорировать определенные звуки и слова, например, они часто не отзываются на свое имя. Они могут не обращать никакого внимания на того, кто с ними разговаривает, потому что они слишком сосредоточены на другом объекте (такое наблюдается у них очень часто).

Запахи/Вкусы
Кошки гораздо более чувствительны к определенным звукам и запахам, чем люди. Поэтому зачастую они чрезвычайно привередливы. Например, очень мало кошек любя овощи.
Прикосновения.
У многих кошек есть повышенная чувствительность к прикосновениям. Если вы попытаетесь до них дотронуться, они могут уклониться. При этом многим из них может быть очень приятно, если кто-то будет чесать/тереть определенные части их тела. Это касается их ушей, щек, места под подбородком и плеч (но не ограничивается только этими частями тела).

Самостимулирующее поведение или стимминг.
Кошки любят урчать, это успокаивает их и помогает им лучше себя чувствовать. Очень распространенные виды кошачьего стимминга – потягивания и царапанье.
Кроме того, некоторые кошки любят поглаживать людей и мягкие одеяла настойчивыми и мягкими движениями.

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как "Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием". И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде "Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять". Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде "Не допустила ли я орфографическую ошибку?" Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а "аутизм" - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети "выздоровели". Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это "гены ботаников", которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

8. Нет никакой "эпидемии аутизма". Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов "умственная отсталость" снизилось, а число диагнозов "аутизм", соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про "эпидемию аутизма" имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к "мужеству" или "преодолению". Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. По телевизору и в интернете всё чаще рассказывают об аутизме. Правда ли, что это очень сложное заболевание, и с ним никак не справиться? Стоит ли заниматься с ребёнком, которому поставили такой диагноз, или всё равно ничего не изменить?

Тема очень актуальная, и даже если вас прямо не касается, нужно доносить правильную информацию до людей.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма :

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если , то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых , то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

Кто такой аутист (признаки и симптомы)

Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.

Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.

Аутизм у детей имеет признаки , которые можно разделить на 3 основные группы :


Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм

Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма . Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:

  1. капризничал на руках, не хотел сидеть;
  2. не любил, когда его обнимали;
  3. не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
  4. возможна задержка речи.

Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами : педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.

Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.

Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить (если перед врачом подросток), олигофрении. Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.

Есть ли надежда на исцеление

После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Мажор - это кто или что (все значения слова) Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет Что такое развитие: определение, характеристика и виды Что такое повествование (с примером текста) Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Что такое буллинг - причины и способы борьбы с буллингом в школе Что такое дислексия - это заболевание или небольшое нарушение Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое собственность и какие формы собственности различают Что такое инфантильность: признаки инфантильного поведения у мужчин и женщин, причины инфантилизма Что такое человечность - примеры из жизни и литературы, как формируется человечность и каковы причины ее отсутствия Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»